WRC-2011. Да здравствует интрига!
Перед прошлым сезоном болельщики и все причастные к ралли получили шанс на интригу в чемпионате мира по ралли (WRC). Это было обусловлено тем, что концовка 2009-го года прошла в плотной борьбе между Микко Хирвоненом и Себастьяном Лёбом - были шансы на то, что борьба продолжится в следующем чемпионате. Увы, но этого не случилось.
Шестикратный чемпион с виду очень легко стал семикратным, и пришлось довольствоваться борьбой за второе место. Да, эта борьба была чрезвычайно интересной и интригующей, но это могло порадовать лишь истинных поклонников. В результате, падал интерес к чемпионату в целом - в очередной раз "борьба" стала похожа на сезон 2002-го года в Формуле-1. Усугубляло ситуацию и тот факт, что в чемпионате остались лишь две заводских команды... В общем, было не весело.
Календарь:
1. 10-13 февраля - Ралли Швеции
2. 3-6 марта - Ралли Мексики
3. 24-27 марта - Ралли Португалии
4. 14-16 апреля - Ралли Иордании
5. 5-8 мая - Ралли Сардинии
6. 26-29 мая - Ралли Аргентины
7. 16-19 июня - Ралли Греции
8. 28-31 июля - Ралли Финляндии
9. 18-21 августа - Ралли Германии
10. 8-11 сентября - Ралли Австралии
11. 29 сентября - 2 октября - Ралли Франции
12. 20-23 октября - Ралли Испании
13. 10-13 ноября - Ралли Великобритании
Заявка на чемпионат:
1. Citroen Total World Rally Team
- Себастьян Лёб / Даниэль Элена
- Себастьян Ожье / Жульен Инграссиа
2. Ford Abu Dhabi World Rally Team
- Микко Хирвонен / Ярмо Лахтинен
- Яри-Матти Латвала / Микка Анттила
3. M-Sport Stobart Ford World Rally Team
- Хеннинг Сольберг / Илька Минор
- Мадс Остберг / Йонас Андерссон
- Мэттью Уилсон / Скотт Мартин
4. Munchi's Ford World Rally Team
- Фредерико Вилльягра / Хорхе Перес Компанк
5. ICE 1 Racing
- Кими Райкконен / Кай Линстрём
6. FERM Power Tools World Rally Team
- Деннис Куйперс / Фредерик Миклотте
- Рене Куйперс / Аннемике Хулзебос
7. Team Abu Dhabi
- Халид Аль Кассими / Майкл Орр
8. Monster World Rally Team
- Кэн Блок / Алессандро Гельсомино
Частники или команды, которые не зарегистрированы, как заводские:
9. Petter Solberg World Rally Team
- Петтер Сольберг / Крис Паттерсон
10. Per-Gunnar Andersson
- Пер-Гуннер Андерссон / Эмиль Аксельссон
11. Van Merkstejn Mororsport
- Петер Ван Меркстейн-старший / штурман пока неизвестен
- Петер Ван Меркстейн-младший / штурман пока неизвестен
12. Mini WRC Team
- Дани Сордо / Карлос дель Баррио
- Крис Мик / Пол Нагл
13. Brazil World Rally Team
- Даниэль Оливейра / Карлош Магальяэш
Долгожданные изменения
Где-то два года назад Формула-1 пошла в сторону удешевления гонок. Дело дошло до неимоверных скандалов, и каким-то закулисным чудом мы не получили в итоге два совершенно разных чемпионата. Деньги - это основа автоспорта. С этим надо просто смириться, ибо выбора по сути нет. Нет, он все же есть - перестать любить гонки, но...
Формула-1 перешагнула через кризисный этап, и сейчас мы стаем свидетелями изменений. Вчера в чемпионате появились новые команды (разного качества, но все же), завтра будет изменен технический регламент, который сделает двигатели намного тише (а ведь именно этот фактор заставляет ахать болельщиков на трибунах).
Макс Мосли, бывший президент ФИА, прикоснулся и к раллийной теме - пока что не хочется его за это ругать. В этом году кардинально изменится технический регламент - машины не будут похожи на прошлогодние совершенно. Это произошло потому, что Федерация прекратила существование безумно дорогих WRC-моделей прошлых образцов. Цена одной машины составляла порядка 700 тысяч евро, а бюджеты команд, претендующих на чемпионство был измерялся несколькими десятками миллионов.
Все это дело сводило на нет возможности появления новых команд. Совсем недавно ушли из WRC настоящие монстры, и причиной тому были лишь деньги. В итоге остались Ситроен да Форд, которые в прошлом году умудрились выставить еще по одной команде (Ситроен-Джуниор и Стобарт, соответственно). Это не было интересным, поскольку ввиду командной тактики все сводилось к борьбе "кого-то" из Ситроен и "кого-то" из Форд.
И вот машины переходят на формат S2000, который значительно удешевит технику: двигатели станут 1,6 литровыми, будет стандартизирована коробка передач. При этом, Микко Хирвонен в прошлом году заверил болельщиков, что команды очень быстро доведут машины до тех скоростей, которые были раньше - долго ждать не будем.
Ну а то, что система работает, доказал приход Mini. Вернее, его возвращение, поскольку этот бренд блистал на Ралли в прошлом. Это очень хорошо и для болельщиков, которые теперь могут выбрать себе новых кумиров. А через сезон-два появится еще и Фольксваген, который еще больше оживит WRC - и это есть очень и очень хорошо. Редко хочется это делать, но почему-то сейчас хочется сказать Мосли: "Спасибо!"
Ситроен
Пилотами французской команды станут два Себастьяна - один круче другого. Лёб стал чемпионом мира в седьмой раз - это величайшее достижение в истории и совсем не хочется искать "оправдания" в слабости соперников. Себ выступал и, надеемся, будет выступать отменно. Его езда - это настоящее наслаждение для любителей такого рода гонок и семь титулов должны уважать абсолютно все. Но именно такая ситуация сделала его результаты обыденными, а гонки - скучными. 62 победы на этапах - это то, что приучило всех смотреть не на первую позицию в протоколе, а на вторую, третью и так дальше.
В прошлом году самые эмоциональные результаты демонстрировал Ожье. Сначала его прокинули в Иордании, где Ситроен предприняли безумную командную тактику и вопреки правилам бросили в бой Себа-младшего перед его старшим "братом". Ожье в тот момент стал "метлой" для первого номера команды, но такая ситуация лишь закалила его. Две последующие победы сделали бы его главным героем чемпионата, но на самом последнем этапе он совершил недопустимый промах и потерял место на итоговом подиуме.
На данный момент может беспокоить лишь ситуация с командной тактикой. Оливье Кеснель, руководитель команды, заверил, что гонщики получат одинаковый статус, но осталось это проявить на деле. В этом году борьба обещает быть очень плотной и именно в такой напряженной обстановке мы узнаем где правда, а где ложь. Но в чем точно можно быть уверенным, так это в том, что через год или два Ожье станет главным номером команды - об этом свидетельствует его невероятный рост.
К слову, в этом году команды Ситроен-Джуниор не будет, но этому есть объяснение. Дани Сордо покинул команду, отказавшись платить за свое место, а Кими Райкконен поедет на Ситроен DS3 WRC, но в новой команде - ICE 1 Racing. Ну какое же еще он мог выбрать имя? Ну а шансы финна все такие же непредсказуемые. Слишком много он учился в прошлом году и не факт, что этих знаний хватит для 5-6 места - именно такую цель он поставил. Сложно будет - это безусловно, но мы про него пока не забываем и держим в уме. А вдруг выстрелит?
Форд
Если Ситроен в открытую вынуждены были заявить, что у них не будет официального первого номера в команде, то про Форд это можно было сказать сразу. Да, Малкольм Уилсон сказал дежурные слова про не использование командной тактики, но ведь это было абсолютно прогнозируемым.
В прошлом году Микко Хирвонена сделали первым пилотом, и что из этого вышло, всем известно. Яри-Матти разгромил своего соотечественника, и даже обидный вылет в Португалии вспоминать не хочется. Там он в своем стиле нашел чуть ли не единственное дерево вдоль трассы и влетел в него - это было и смешно, и грустно, но каков же хорош был Яри-Матти на других этапах! Победа на Ралли Финляндии, несмотря на сход Хирвонена, была добыта в ярком и уверенном стиле - мечта жизни осуществилась. А потом финн взобрался на второе место по итогам чемпионата, когда лишь на кроху опередил Сольберга.
Удивительный сезон провел в прошлом году Латвала, но для команды в целом дела складывались неудачно. Форд не могла порадовать борьба Яри-Матти за второе место. Если анализировать ситуацию в целом, то финн должен был стать лишь третьим или, что было вероятнее всего, - четвертым. Хирвонен же испытывал еще большие проблемы. В основном причина лежала в постоянных проблемах с шинами. Форды никак не могли угадать с типом резины и в новом году им может помочь нововведение - вместо Пирелли приходят Мишлен и DMACK. Конечно, главные фавориты остановятся на французских шинах, а вот англо-китайскими будут болье пользоваться гонщики более слабых зачетов (SWRC и PWRC). Поможет ли такое новшество конкретно Форду - большой вопрос, но хотелось бы, чтобы они "вернулись" в борьбу за титул.
Mini
Легенда - ни убавить, ни прибавить. Нельзя сказать, что раллисты ждали появления именно этой команды - все мысли были только о том, когда же появится третья заводская команда. И тут такой сюрприз. Конечно же, не все станут за нее болеть, но ее ценность признают абсолютно все.
Правда, возвращается совершенно не та маленькая машинка, которая ездила по раллийным трассам в 60-х. Сейчас это более крупный Countryman, который выбрал концерн для PR-целей. В этом году он пройдет обкатку по укороченной программе. Предполагается, что британская команда проедет на 9-ти этапах из 13-ти. Это число может изменится, но пока это не суть важно.
Прогнозы сложно строить. В 2002 году Ситроен ехал свой обкаточный сезон и тогда еще молодой и перспективный Себастьян Лёб выиграл свое первое ралли. Этот успех вряд ли повторит Мини, но все же... Возможно, именно они построили идеальную машину под новый регламент.
Водить две Мини будут Дани Сордо и Крис Мик. О первом много известно, но в то же время много его способностей скрывалось под статусом второго номера в Ситроене. Испанец, когда приходил "двойные шевроны", был перспективным гонщиком, но так получилось, что он немного "потух". Теперь необходимо выяснить, способен ли он выдавить из себя все возможное. Это вполне вероятный исход, но где же он окажется по итогам всех выступлений за Мини (берем в учет также и следующий год) - вот это интересно. А вот его напарником будет британец Крис Мик, который в 2009 году стал чемпионом IRC. Прошлый сезон был не очень удачным (честно говоря, большая вина лежит на Пежо, которая уступала Шкоде), но время для расплаты может очень быстро наступить.
Петтер Сольберг
Этого норвежца вновь приходится выделять отдельно. Контракта с какой-то командой подписать не удалось и ему вновь нужно было искать спонсоров для своей команды. К счастью, этот момент удалось решить, и Петтер вновь сможет порадовать нас своими выступлениями.
Норвежец получит абсолютно новую технику и это прекрасно как для него, так и для чемпионата в целом. Конечно, он все так же может продолжать экономить средства - на крайний риск из-за этого трудно будет пойти, но ведь в прошлом сезоне была похожая ситуация и норвежец стал третьим! Это невероятное достижение и в этом может быть логичное продолжение. Ни у кого нет сомнений, что он все эти годы мог соперничать с Лёбом, если бы повезло с техникой - по крайней мере, на первых этапах в 2011 году у них будут равные возможности, хотя у француза все еще больше возможностей применить командную тактику.
Развитие
Итак, WRC начинает обретать былые черты интересного чемпионата. Третья команда - это очень хорошо, но ведь нужно развиваться в других областях. В прошлом году мы говорили о том, что для Жана Тодта одной из главных целей станет возвращение чемпионата к ТВ-трансляциям и первые шаги были сделаны в этом направлении.
На одном из заседаний ФИА было утверждено, что на каждом этапе должна быть возможность проведения прямых трансляций на телевидении. Это будут короткие 4-8 километровые спецучастки, которые получат свое собственное название - power-stage (простите, но это правильно перевести трудно). А чтобы гонщики не сачковали (мало ли, кто-то перед этим успеет обеспечить минутное преимущество), на этом этапе будут присуждаться дополнительные очки: за первое место на СУ - 3 очка, за второе - 2, за третье - 1.
В итоге один из гонщиков может получить на одном этапе 28 очков, ну а если победитель Ралли не сможет выиграть power-stage, то его победа будет не такой ценной. Возможно, это внесет дополнительную интригу в чемпионат, но пока все сводится к интересам болельщиков. А ведь их надо привлекать, поскольку конкуренты из IRC шагают еще дальше - у них прямые трансляции являются нормой, и никто там не поощряет пилотов дополнительными баллами.
Шестикратный чемпион с виду очень легко стал семикратным, и пришлось довольствоваться борьбой за второе место. Да, эта борьба была чрезвычайно интересной и интригующей, но это могло порадовать лишь истинных поклонников. В результате, падал интерес к чемпионату в целом - в очередной раз "борьба" стала похожа на сезон 2002-го года в Формуле-1. Усугубляло ситуацию и тот факт, что в чемпионате остались лишь две заводских команды... В общем, было не весело.
Календарь:
1. 10-13 февраля - Ралли Швеции
2. 3-6 марта - Ралли Мексики
3. 24-27 марта - Ралли Португалии
4. 14-16 апреля - Ралли Иордании
5. 5-8 мая - Ралли Сардинии
6. 26-29 мая - Ралли Аргентины
7. 16-19 июня - Ралли Греции
8. 28-31 июля - Ралли Финляндии
9. 18-21 августа - Ралли Германии
10. 8-11 сентября - Ралли Австралии
11. 29 сентября - 2 октября - Ралли Франции
12. 20-23 октября - Ралли Испании
13. 10-13 ноября - Ралли Великобритании
Заявка на чемпионат:
1. Citroen Total World Rally Team
- Себастьян Лёб / Даниэль Элена
- Себастьян Ожье / Жульен Инграссиа
2. Ford Abu Dhabi World Rally Team
- Микко Хирвонен / Ярмо Лахтинен
- Яри-Матти Латвала / Микка Анттила
3. M-Sport Stobart Ford World Rally Team
- Хеннинг Сольберг / Илька Минор
- Мадс Остберг / Йонас Андерссон
- Мэттью Уилсон / Скотт Мартин
4. Munchi's Ford World Rally Team
- Фредерико Вилльягра / Хорхе Перес Компанк
5. ICE 1 Racing
- Кими Райкконен / Кай Линстрём
6. FERM Power Tools World Rally Team
- Деннис Куйперс / Фредерик Миклотте
- Рене Куйперс / Аннемике Хулзебос
7. Team Abu Dhabi
- Халид Аль Кассими / Майкл Орр
8. Monster World Rally Team
- Кэн Блок / Алессандро Гельсомино
Частники или команды, которые не зарегистрированы, как заводские:
9. Petter Solberg World Rally Team
- Петтер Сольберг / Крис Паттерсон
10. Per-Gunnar Andersson
- Пер-Гуннер Андерссон / Эмиль Аксельссон
11. Van Merkstejn Mororsport
- Петер Ван Меркстейн-старший / штурман пока неизвестен
- Петер Ван Меркстейн-младший / штурман пока неизвестен
12. Mini WRC Team
- Дани Сордо / Карлос дель Баррио
- Крис Мик / Пол Нагл
13. Brazil World Rally Team
- Даниэль Оливейра / Карлош Магальяэш
Долгожданные изменения
Где-то два года назад Формула-1 пошла в сторону удешевления гонок. Дело дошло до неимоверных скандалов, и каким-то закулисным чудом мы не получили в итоге два совершенно разных чемпионата. Деньги - это основа автоспорта. С этим надо просто смириться, ибо выбора по сути нет. Нет, он все же есть - перестать любить гонки, но...
Формула-1 перешагнула через кризисный этап, и сейчас мы стаем свидетелями изменений. Вчера в чемпионате появились новые команды (разного качества, но все же), завтра будет изменен технический регламент, который сделает двигатели намного тише (а ведь именно этот фактор заставляет ахать болельщиков на трибунах).
Макс Мосли, бывший президент ФИА, прикоснулся и к раллийной теме - пока что не хочется его за это ругать. В этом году кардинально изменится технический регламент - машины не будут похожи на прошлогодние совершенно. Это произошло потому, что Федерация прекратила существование безумно дорогих WRC-моделей прошлых образцов. Цена одной машины составляла порядка 700 тысяч евро, а бюджеты команд, претендующих на чемпионство был измерялся несколькими десятками миллионов.
Все это дело сводило на нет возможности появления новых команд. Совсем недавно ушли из WRC настоящие монстры, и причиной тому были лишь деньги. В итоге остались Ситроен да Форд, которые в прошлом году умудрились выставить еще по одной команде (Ситроен-Джуниор и Стобарт, соответственно). Это не было интересным, поскольку ввиду командной тактики все сводилось к борьбе "кого-то" из Ситроен и "кого-то" из Форд.
И вот машины переходят на формат S2000, который значительно удешевит технику: двигатели станут 1,6 литровыми, будет стандартизирована коробка передач. При этом, Микко Хирвонен в прошлом году заверил болельщиков, что команды очень быстро доведут машины до тех скоростей, которые были раньше - долго ждать не будем.
Ну а то, что система работает, доказал приход Mini. Вернее, его возвращение, поскольку этот бренд блистал на Ралли в прошлом. Это очень хорошо и для болельщиков, которые теперь могут выбрать себе новых кумиров. А через сезон-два появится еще и Фольксваген, который еще больше оживит WRC - и это есть очень и очень хорошо. Редко хочется это делать, но почему-то сейчас хочется сказать Мосли: "Спасибо!"
Ситроен
Пилотами французской команды станут два Себастьяна - один круче другого. Лёб стал чемпионом мира в седьмой раз - это величайшее достижение в истории и совсем не хочется искать "оправдания" в слабости соперников. Себ выступал и, надеемся, будет выступать отменно. Его езда - это настоящее наслаждение для любителей такого рода гонок и семь титулов должны уважать абсолютно все. Но именно такая ситуация сделала его результаты обыденными, а гонки - скучными. 62 победы на этапах - это то, что приучило всех смотреть не на первую позицию в протоколе, а на вторую, третью и так дальше.
В прошлом году самые эмоциональные результаты демонстрировал Ожье. Сначала его прокинули в Иордании, где Ситроен предприняли безумную командную тактику и вопреки правилам бросили в бой Себа-младшего перед его старшим "братом". Ожье в тот момент стал "метлой" для первого номера команды, но такая ситуация лишь закалила его. Две последующие победы сделали бы его главным героем чемпионата, но на самом последнем этапе он совершил недопустимый промах и потерял место на итоговом подиуме.
На данный момент может беспокоить лишь ситуация с командной тактикой. Оливье Кеснель, руководитель команды, заверил, что гонщики получат одинаковый статус, но осталось это проявить на деле. В этом году борьба обещает быть очень плотной и именно в такой напряженной обстановке мы узнаем где правда, а где ложь. Но в чем точно можно быть уверенным, так это в том, что через год или два Ожье станет главным номером команды - об этом свидетельствует его невероятный рост.
К слову, в этом году команды Ситроен-Джуниор не будет, но этому есть объяснение. Дани Сордо покинул команду, отказавшись платить за свое место, а Кими Райкконен поедет на Ситроен DS3 WRC, но в новой команде - ICE 1 Racing. Ну какое же еще он мог выбрать имя? Ну а шансы финна все такие же непредсказуемые. Слишком много он учился в прошлом году и не факт, что этих знаний хватит для 5-6 места - именно такую цель он поставил. Сложно будет - это безусловно, но мы про него пока не забываем и держим в уме. А вдруг выстрелит?
Форд
Если Ситроен в открытую вынуждены были заявить, что у них не будет официального первого номера в команде, то про Форд это можно было сказать сразу. Да, Малкольм Уилсон сказал дежурные слова про не использование командной тактики, но ведь это было абсолютно прогнозируемым.
В прошлом году Микко Хирвонена сделали первым пилотом, и что из этого вышло, всем известно. Яри-Матти разгромил своего соотечественника, и даже обидный вылет в Португалии вспоминать не хочется. Там он в своем стиле нашел чуть ли не единственное дерево вдоль трассы и влетел в него - это было и смешно, и грустно, но каков же хорош был Яри-Матти на других этапах! Победа на Ралли Финляндии, несмотря на сход Хирвонена, была добыта в ярком и уверенном стиле - мечта жизни осуществилась. А потом финн взобрался на второе место по итогам чемпионата, когда лишь на кроху опередил Сольберга.
Удивительный сезон провел в прошлом году Латвала, но для команды в целом дела складывались неудачно. Форд не могла порадовать борьба Яри-Матти за второе место. Если анализировать ситуацию в целом, то финн должен был стать лишь третьим или, что было вероятнее всего, - четвертым. Хирвонен же испытывал еще большие проблемы. В основном причина лежала в постоянных проблемах с шинами. Форды никак не могли угадать с типом резины и в новом году им может помочь нововведение - вместо Пирелли приходят Мишлен и DMACK. Конечно, главные фавориты остановятся на французских шинах, а вот англо-китайскими будут болье пользоваться гонщики более слабых зачетов (SWRC и PWRC). Поможет ли такое новшество конкретно Форду - большой вопрос, но хотелось бы, чтобы они "вернулись" в борьбу за титул.
Mini
Легенда - ни убавить, ни прибавить. Нельзя сказать, что раллисты ждали появления именно этой команды - все мысли были только о том, когда же появится третья заводская команда. И тут такой сюрприз. Конечно же, не все станут за нее болеть, но ее ценность признают абсолютно все.
Правда, возвращается совершенно не та маленькая машинка, которая ездила по раллийным трассам в 60-х. Сейчас это более крупный Countryman, который выбрал концерн для PR-целей. В этом году он пройдет обкатку по укороченной программе. Предполагается, что британская команда проедет на 9-ти этапах из 13-ти. Это число может изменится, но пока это не суть важно.
Прогнозы сложно строить. В 2002 году Ситроен ехал свой обкаточный сезон и тогда еще молодой и перспективный Себастьян Лёб выиграл свое первое ралли. Этот успех вряд ли повторит Мини, но все же... Возможно, именно они построили идеальную машину под новый регламент.
Водить две Мини будут Дани Сордо и Крис Мик. О первом много известно, но в то же время много его способностей скрывалось под статусом второго номера в Ситроене. Испанец, когда приходил "двойные шевроны", был перспективным гонщиком, но так получилось, что он немного "потух". Теперь необходимо выяснить, способен ли он выдавить из себя все возможное. Это вполне вероятный исход, но где же он окажется по итогам всех выступлений за Мини (берем в учет также и следующий год) - вот это интересно. А вот его напарником будет британец Крис Мик, который в 2009 году стал чемпионом IRC. Прошлый сезон был не очень удачным (честно говоря, большая вина лежит на Пежо, которая уступала Шкоде), но время для расплаты может очень быстро наступить.
Петтер Сольберг
Этого норвежца вновь приходится выделять отдельно. Контракта с какой-то командой подписать не удалось и ему вновь нужно было искать спонсоров для своей команды. К счастью, этот момент удалось решить, и Петтер вновь сможет порадовать нас своими выступлениями.
Норвежец получит абсолютно новую технику и это прекрасно как для него, так и для чемпионата в целом. Конечно, он все так же может продолжать экономить средства - на крайний риск из-за этого трудно будет пойти, но ведь в прошлом сезоне была похожая ситуация и норвежец стал третьим! Это невероятное достижение и в этом может быть логичное продолжение. Ни у кого нет сомнений, что он все эти годы мог соперничать с Лёбом, если бы повезло с техникой - по крайней мере, на первых этапах в 2011 году у них будут равные возможности, хотя у француза все еще больше возможностей применить командную тактику.
Развитие
Итак, WRC начинает обретать былые черты интересного чемпионата. Третья команда - это очень хорошо, но ведь нужно развиваться в других областях. В прошлом году мы говорили о том, что для Жана Тодта одной из главных целей станет возвращение чемпионата к ТВ-трансляциям и первые шаги были сделаны в этом направлении.
На одном из заседаний ФИА было утверждено, что на каждом этапе должна быть возможность проведения прямых трансляций на телевидении. Это будут короткие 4-8 километровые спецучастки, которые получат свое собственное название - power-stage (простите, но это правильно перевести трудно). А чтобы гонщики не сачковали (мало ли, кто-то перед этим успеет обеспечить минутное преимущество), на этом этапе будут присуждаться дополнительные очки: за первое место на СУ - 3 очка, за второе - 2, за третье - 1.
В итоге один из гонщиков может получить на одном этапе 28 очков, ну а если победитель Ралли не сможет выиграть power-stage, то его победа будет не такой ценной. Возможно, это внесет дополнительную интригу в чемпионат, но пока все сводится к интересам болельщиков. А ведь их надо привлекать, поскольку конкуренты из IRC шагают еще дальше - у них прямые трансляции являются нормой, и никто там не поощряет пилотов дополнительными баллами.