Фетисов: "Пока мы не станем сильными, с нами никто считаться не будет"

2009 г., 17 ноября, 11:11

- Бытует мнение, что российский хоккей вообще не имеет шансов стать в ближайшей перспективе самоокупаемым...

- Первые шаги к этому сделаны. КХЛ имеет международный статус, и, надеюсь, недалек тот день, когда нам удастся защитить свои интересы законодательно, чтобы разговаривать со всеми - и Национальной хоккейной лигой в том числе - уже на равных.

Второй момент - необходимо постепенно привести клубы к стандартам НХЛ во всех отношениях. Мы вот с вами прошлись сегодня по дворцу, и вы могли видеть даже внешнюю разницу.

- Знаю, что вы на днях вернулись из НХЛ...

- Да. Был на традиционном уик-энде All Stars в Зале хоккейной славы в Торонто. На благотворительный матч ветеранов пришли 12 тысяч зрителей, причем люди заплатили за это не самые маленькие деньги. В такие минуты понимаешь, как надо работать и к чему стремиться. И мы с президентом КХЛ Александром Медведевым предпринимаем определенные усилия в этом направлении. Встречались с руководителями ряда компаний в России, несколько очень полезных встреч было у Медведева и во время нашего визита в США.

- Одна из них - с комиссаром НХЛ Гэри Бэттменом?

- Нет, со вторым лицом лиги - Биллом Дэйли. Бэттмен на эту встречу не приехал. Но с ним не так давно встречался я.

- Он по-прежнему не желает считаться с КХЛ?

- Надо понимать простую вещь: пока мы не станем сильными, с нами никто считаться не будет. Для того чтобы считались, нужно прежде всего защитить свои интересы внутри лиги. Вот, к примеру, мы говорим, что все наши контракты защищены, но на самом деле это пока не так.

- Поясните.

- В НХЛ есть три документа, которые регламентируют всю жизнь лиги. Это типовой контракт игрока, где прописаны обязанности обеих сторон, а также коллективный договор между профсоюзом игроков и лигой. Эти документы обеспечивают ситуацию, при которой никто ни у кого не может украсть игрока, перекупить его.

- А третий документ?


- Договор, который НХЛ успела подписать с Международной федерацией хоккея (ИИХФ) в обмен на свое участие в Олимпийских играх. О том, что ИИХФ запрещает любому игроку, имеющему действующий контракт с НХЛ, играть где-то еще. То есть речь идет об очень серьезной монополии.

Мы создавали свою лигу по тем же принципам, что и НХЛ. И хотим, естественно, добиться таких же условий. Их пока нет. Пробиваться в этом направлении трудно. В том числе и потому, что люди, которые много лет зарабатывали на том, что поставляли наших игроков в НХЛ, никуда не делись. И совершенно не собираются от этого бизнеса отказываться.

Но самое сложное заключается в том, что все наши права регулируются трудовым законодательством РФ. Для того чтобы официально уволиться с работы, коей для хоккеиста является игра в клубе, достаточно написать заявление и отправить его в клуб по факсу.

- Другими словами, ситуация тупиковая?

- Не совсем. Мы сейчас готовим поправку в законодательные документы, которая позволила бы сделать отступление от Трудового кодекса и дала бы профессиональным спортивным лигам возможность регламентировать отношения внутри них самих. Думаю, это удастся. Вот тогда мы сможем разговаривать с тем же Бэттменом совершенно иначе.

Я ему, кстати, сказал во время последней встречи: "Знаешь, Гэри, вы со своей лигой скоро нам вообще будете не нужны. Мы сегодня идем вам навстречу только для того, чтобы в дальнейшем выстраивать какую-то общую политику в развитии хоккея в мире. Сейчас мы открываем новые рынки, вкладываем деньги в развитие молодежного хоккея, воспитываем детей. Вы же хотите просто так забирать у нас игроков. Не получится".

Это действительно так. Мы приложим все усилия, чтобы защитить свои интересы. Если же НХЛ откажется от выступления на Олимпийских играх, тогда тем более у КХЛ будет преимущество. И в этом случае НХЛ будет крайне трудно впоследствии вернуться в олимпийскую семью, даже если эта лига захочет это сделать.

В рамках "уик-энда" в Торонто я провел немало встреч и с хозяевами клубов, и с президентами, и с суперзвездами из числа ветеранов. Многие разделяют мое стремление найти общие точки для сотрудничества. В том числе и очень влиятельные люди. Знаю, что в Торонто проходила и двухдневная встреча, на которой руководители клубов как раз обсуждали вопрос сотрудничества с КХЛ. То есть мы и там уже на слуху. Теперь многое зависит от нас самих. От того, насколько быстро нам удастся добиться изменений.

- Вы постоянно ссылаетесь на пример НХЛ, стремитесь ему следовать. А есть что-либо в структуре этой лиги, что вам не нравится?

- Говорил много раз и повторю еще: то, что прошло столетнюю эволюцию, как бизнес и как спорт, уже этим фактом подтвердило свою жизнеспособность. И думаю, требует глубокого и серьезного изучения. Наверное, там тоже есть недостатки, за которые систему можно критиковать, но я пока негативных моментов не вижу. Главное достижение заключается в том, что спортивный принцип поставлен во главу угла. В НХЛ богатые клубы не могут иметь преимущества перед менее обеспеченными, существует система, которая контролирует этот баланс и стимулирует постоянное развитие лиги. Это ведь не так просто - увеличить лигу до тридцати команд и при этом не потерять в качестве игры. Понятно, что этим НХЛ сильно обязана европейцам. Понятно, что этот рынок она хочет сохранить. Поэтому сейчас так сильно и держится за свои позиции.

- Мне непонятно другое: чем мы можем привлечь в КХЛ звезд первой величины? Не таких, как Сергей Федоров или Сергей Зубов, которые при всем к ним уважении приехали в Россию доигрывать, а молодых и перспективных?

- Мы должны воспитать этих звезд сами. Прежде всего изменить менталитет игроков. Чтобы они не смотрели на ситуацию так, как смотрят сейчас: если плохо в одном месте - значит, надо искать, где может быть лучше. Чтобы понимали простую вещь: если будешь играть лучше, то и получать будешь больше. У нас колоссальная миграция. До 70 процентов российских игроков меняли команды в течение сезона. Конечно, это развращает. Я бы сказал, вообще убивает необходимость к чему-то стремиться. А ведь все условия для того, чтобы стать суперзвездами, в России есть.

Нам потребовалось семь лет, чтобы запустить молодежную лигу. Почему никто не занимался этим раньше? Потому что было не так выгодно, нежели растащить всех игроков по агентам и собирать деньги. Сейчас же в молодежке видны и игра, и задор, и целеустремленность. Еще пять лет - и многие из тех, кто там играет, станут звездами. Мы всерьез намерены расширить географию российского хоккея. В стране уже построено 300 катков. В Оренбурге, Тюмени, Краснодарском крае, на Дальнем Востоке… Мы и туда дадим команды. Соберем игроков, тренеров… Если бы КХЛ была создана на пять - шесть лет раньше, не факт, что Малкин с Овечкиным вообще захотели бы уехать.

- Пять лет назад, когда мы с вами впервые говорили о перспективе создания Евроазиатской хоккейной лиги, вы рассуждали о том, что она может быть расширена и за счет Японии, Кореи…


- Мы тогда собирались и обсуждали перспективу развития Лиги с людьми из администрации президента и крупными, серьезными бизнесменами, которые были готовы вложиться в хоккей. Тогда, кстати, и было озвучено намерение сделать лигу международной. Сейчас в КХЛ четыре страны. Уверен, что их станет больше. В Белоруссии нам благодарны, в Казахстане тоже. Как и в Латвии, где политическая обстановка, прямо скажем, не очень благоприятна, чтобы развивать совместные проекты.

Но этот рынок слишком мал, чтобы иметь серьезную перспективу. В то время как на Востоке развивать хоккей хотят Китай, Япония, Корея… Да, они далеко. И как раз лига способна дать им серьезные преимущества. Вот она - совершенно иная аудитория. Нельзя вариться в рамках нескольких команд. Взять Евротур: какой интерес может быть, если на матчи этого турнира уже перестают ходить в Финляндии, Чехии, Швеции?

- Другими словами, вы не разделяете мнение, что Евротур дает возможность этим странам, и России в том числе, проверить свои сборные перед главным стартом сезона, наиграть состав?

- Кого там наигрывать, если целые звенья у нас играют в одном и том же клубе? А половина потенциальной сборной - в НХЛ? А вот недостатки налицо. Взять нашу команду: молодые армейцы прекрасно начали сезон. Но за последние три недели сыграли всего три игры. Для наиболее возрастных и опытных это, естественно, передышка. А для других? Их же чем-то постоянно занимать нужно, чтобы функциональное состояние оставалось на высоком уровне.


x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK