Легенды тенниса. Мартина Хингис

2010 г., 24 ноября, 17:27
В современном мире, в котором все непрерывно уменьшается в своих размерах (и к сожалению, дело тут касается не только размеров мобильных телефонов, но и размеров мозга многих людей) и временных промежутках, стремительно увеличивается количество так называемых детей-индиго. Однако в теннисном мире ситуация иная. Ведь по итогу завершившегося женского сезона только ленивый не говорит о том, что происходит что-то непонятно и необычное. Посудите сами, в нынешнем году на турнирах Большого Шлема солировали теннисистки уже очень немолодые. Australian Open а также Уимблдон выиграла далеко не самая юная Серена Уильямс, на US Open победила Ким Клийстерс, вернувшаяся на корт после замужества и рождения дочери. Что уж говорить о Ролан Гаррос, на котором победу праздновала Франческа Скьявоне, которой в нынешнем году исполнилось тридцать лет.

Собственно, в этой грусти по эпохе, когда в теннис могла прийти и стать лучшей молодая, даже юная девушка, и кроется причина такого скачка по хронологии в написании материалов о легендарных личностях этой игры. Простите уж мне такую смелость, взятую на себя. Просто в сегодняшнем теннисном настоящем очень уж много прагматизма. И именно сейчас мне захотелось вспомнить о том не таком уж и далеком времени, когда хотелось верить в сказку, и когда эта сказка становилась былью. Хоть по классике жанра (жанр этот называется "жизнь") сказка эта и переросла в суровую реальность. Но, кстати, тут нет никакого противоречия. Ведь в отличие от старых и добрых времен, нынче, по словам литературоведов (и к моему личному удивлению), сказка вполне может не иметь счастливого конца. Еще один фактор в пользу утверждения о том, что жить нам приходится в сложные времена…

Мартина Хингис начала заниматься теннисом очень рано. В ее случае, выбора у нее просто не было, ведь родилась она в спортивной семье. Мама, Мелани, была десятой во внутреннем чехословацком рейтинге, отец, Карой, занимал наивысшее девятнадцатое место в нем же. Родители, что интересно, изначально хотели, чтобы у них родилась именно дочка. И имя для нее уже было припасено – Мартина. Что называется, догадайтесь в чью честь (для людей, не постоянно читающих нашу серию материалов о великих теннисистах, напоминаем им, что они во-первых отчаянно неправы, а во-вторых, о том что в те годы на мировых кортах господствовала соотечественница нашей сегодняшней героини – Мартина Навратилова).

Говорят, что уже с двух лет малышку поставили на лыжи. Ракетку же ей дали несколько позже. Но на одной из детских фотографий, сидящая еще в колясочке будущая мировая знаменитость уже держит в руках большую ракетку, которая по размеру немногим уступает малышке. Причем, уверенно так держит. Сразу видно – по-чемпионски! Ну, это сейчас конечно видно, что по-чемпионски. Тогда этого видно не было, но дайте же возможность хоть немного поупражняться в словесности! Все равно ведь и мне писать, и вам читать намного интереснее такие материалы, нежели сухие фактажные опусы. Все ведь и так понимают, что в разговоре о Мартине Хингис лично я обходиться исключительно объективным взглядом на вещи не собираюсь. Да и к чему эти формальности? Ведь о том, к кому испытываешь искреннюю симпатию, говорить без эмоций просто противопоказано.



Уже в пять лет Мартина Хингис под чутким руководством родителей (в основном говорят о том, что главным воспитателем и хранителем таланта девочки в юном возрасте была мать, но все же что-то подсказывает, что и о влиянии и усилиях отца в самом начале спортивного пути малышки также забывать не стоит) провела свой первый серьезный турнир. А через несколько лет после этого судьбы ее родителей, как говаривал небезызвестный персонаж, "разошлись как в море корабли". Правда, долго без отца наша героиня не жила, так как уже в семь лет она вместе с матерью переехала в Швейцарию, в городок Труббах, где родительница девочки повторно сочеталась браком.

Уже с восьми лет превосходство девочки над своими соперницами заметно невооруженным взглядом. До двенадцати лет она покоряет все возможные вершины детского и юношеского тенниса не только в Швейцарии, но и во всей Европе, выиграв помимо множества национальных чемпионатов также и два европейских первенства. Она была настоящим вундеркиндом своего вида деятельности, и стала штамповать рекорды уже с самого маленького возраста.

В двенадцать лет она стала самой юной победительницей турнира Большого Шлема среди юниоров, выиграв Ролан Гаррос в одиночном разряде. Этим своим рекордом она превзошла достижение Дженнифер Каприати. Было это в 1993-ем году. А в следующем на этих же соревнованиях она выигрывает не только индивидуальный турнир, но и парный. Также в 1994-ом году она становится самой молодой победительницей Уимблдона среди юниоров. Тогда ей было тринадцать лет и двести семьдесят шесть дней. Вы только вдумайтесь… Она ведь была самым настоящим ребенком, а ей уже покорялись такие вершины!

Хотя, если говорить о ребячестве, то это слово оставалось синонимом Мартины Хингис на протяжении практически всей первой части ее карьеры. Ведь даже когда она в 1997-ом чуть было не собрала полный Большой Шлем, она продолжала в перерывах между тренировками, даже во время самых ответственных стартов, беззаботно кататься на роликовых коньках, а также заниматься верховой ездой. По некоторым сведениям, финал единственного не покорившегося ей в том сезоне турнира большой четверки, Ролан Гарроса, она проиграла именно из-за небольшого повреждения, полученного ею после падения с лошади. Так что при всем своем профессиональном отношении к делу, в душе, да и по своему внешнему виду, швейцарская теннисистка оставалась самым настоящим ребенком, попавшим вдруг в мир серьезной борьбы, и следующих за ней высочайших достижений.

В предыдущем абзаце мы упомянули о ее любви к лошадям. Возможно, она помешала нашей героине собрать свой Большой Шлем. Но в то же время, при проведении одного из розыгрышей Australian Open звездочка мирового тенниса также пережила падение с лошади, однако о той коллизии она вспоминает с улыбкой, и… с благодарностью: "Мои мозги встали на место, и это произошло как раз после того падения". Так что любовь к лошадям принесла ей намного больше радости, нежели каких-то неприятных ассоциаций.

Профессиональная карьера Мартины Хингис началась в тринадцатилетнем возрасте. И о том факте, что последний турнир Мартины Навратиловой стал по совместительству и первым турниром для Мартины Хингис не вспоминает говоря о швейцарке с чешско-венгерскими корнями только ленивый. Ну, еще склеротик не вспоминает, но это уже совершенно другая история. Вот такие порою история подбрасывает казусы. Ну как тут, скажите, не заговорить после такого о преемственности поколений?



Правда, одна из самых титулованных теннисисток в мировой истории поначалу относилась довольно сдержанно к успехам своей юной тезки. По мнению Мартины Навратиловой, швейцарка была еще слишком молода, слишком неопытна для покорения наивысших вершин. Но наша героиня за словом в карман не лезла никогда, и даже несмотря на огромную разницу в возрасте возражала американке с чешским сердцем, точнее дискутировала с ней. "Я ведь не говорю о том, что тридцатидевятилетней бабушке пора уже уходить на пенсию", - возражала Мартина Хингис, и, позвольте выразить в данном случае свое мнение, была права. Ведь говаривал же классик, что "любви все возрасты покорны", а отношения нашей героини с теннисом как раз этим словом, "любовь", и описывались.

В четырнадцать лет по итогам года она вошла в первую сотню мирового рейтинга, в пятнадцать – в первую его двадцатку. В следующем сезоне, в 1996-ом году, она выигрывает Уимблдон в парном разряде, став самой молодой победительницей этих соревнований за их многолетнюю историю. Ну а со следующего года она просто стала первым номером мирового рейтинга. Точнее, она стала лучшей теннисисткой в мире. И несмотря на всю схожесть определений, все же второе прельщает больше, и завоевать его удается далеко не всем лидерам формального списка всех теннисисток мира.

В следующем сезоне она выиграла лишь один турнир из большой четверки в одиночке, зато собрала за год полный Большой Шлем в парном разряде. Кстати, она до сих пор остается последней теннисисткой, которой удалось выиграть все четыре важнейших соревнования за год в каком-либо разряде. В следующем, 1999-ом году, теннисный мир увидел в деле пару прекрасных теннисисток, да и просто красавиц – Мартина Хингис/Анна Курникова. Но в этом же году наступил, возможно, и перелом в карьере нашей героини. Она добралась на единственном соревновании Большого Шлема, до сих пор ею не покоренном, до финала, где встретилась со Штеффи Граф. Противостояние стилей, возрастов, типажей и многого другого… Тот матч впоследствии был назван лучшим матчем тридцатилетия в женском туре, однако встреча эта была швейцаркой проиграна. Теннисная фея рассматривалась специалистами как фаворитка того противостояния, но даже несмотря на выигрыш первого сета, проиграла тогда.



С того времени Мартина Хингис не выиграла в одиночном разряде больше ни одного титула на главных теннисных соревнованиях. Один раз она уступила в США, три раза в своей любимой Австралии. В ней в тот момент будто бы что-то надломилось. И хоть тот момент не стал началом конца, хотя такое сравнение притянуть за уши и можно было бы при большом желании, все же с тех пор наша героиня была уже другой.

Лично мне в данном случае видится уместным сравнение нашей сегодняшней героини с Никой Турбиной, прекрасной девушкой с очень трудной судьбой.

Еще в детском возрасте Ника Турбина начала писать стихи. Причем, стихи взрослые, с глубоким смыслом и подтекстом. Ее талант был быстро замечен, и выведен на всеобщее обозрение. Но в какой-то момент все уже поняли, что перед ними не просто девочка, а молодая девушка, которая уже как раз и должна бы развиваться дальше, прогрессировать в своем деле. Однако в это же время талант и изменил Нике Турбиной с кем-то другим. Она перестала писать, и как только это произошло – о ней забыли, причем очень быстро. Даже узнавали о ней медленнее, нежели забывали…

Не будем о грустном. Во взрослой жизни Ника Турбина себе места так и не нашла. К счастью, Мартина Хингис сумела пережить выпавшие на ее долю сложности и трудности, выдержать этот удар судьбы. Но все же нам, простым людям, не обделенным талантом, и но и не наделенным им настолько же, насколько эти две девушки, не понять, что же это такое – достичь вершин еще в детстве, или же в юношестве. И то опустошение, которое наступает, когда тебе нужно перейти определенную грань, а это никак не получается сделать, словами, наверное, не описать.

Причиной ухода из тенниса для Мартины Хингис стали травмы, которые уже не позволяли ей показывать своего высочайшего уровня мастерства. В 2002-ом году швейцарка просто устала бороться со своими проблемами со здоровьем, и перешла на намного более спокойную работу телекомментатора.



И несмотря на то, что на счету этой теннисистки всего-то пять побед в одиночном разряде на турнирах Большого Шлема, вместе с ее уходом к концу подошла маленькая эпоха. Ну, если не эпоха, то как минимум что-то меньшее по времени, но не меньшее по своему значению и своей роли. Скажем так – завершилась эпошка. Да простят меня книгоеды за такое фривольное обращение с нашим великим языком.

Это было время, когда интеллект на корте побеждал силу и напор. Ведь со своими скромными габаритами Мартине Хингис едва ли можно было бороться со своими соперницами, к примеру, Сереной и Винус Уильямс, а также Линдсей Дэвенпорт, в атлетизме. Бог одарил девочку чрезвычайным талантом, который в сумме с красотой сделал ее любимицей миллионов. Конечно же, за этим всем стояла работа, каждодневная работа на тренировках. Но без этого никуда, ведь это спорт, и как и в любом виде жизнедеятельности, один талант здесь мало что значит.

Красивые и молодые чемпионки были в теннисе и до швейцарки, и после нее. Однако она пришла в этот вид спорта, когда люди о красоте не только внутренней формы игры, но и ее внешней оболочки, несколько подзабыли. Она просто должна была появиться в теннисе, ведь после периода господства Мартины Навратиловой и Штеффи Граф этот вид спорта мог стать намного менее эмоциональным, нежели он есть сейчас. Мартина Хингис внесла тот самый перелом, который требовался. И за это мы будем ее помнить, и конечно же – любить.

Кстати, вы в курсе, что после расцвета нашей сегодняшней героини в женском теннисе резко сократилось количество лесбиянок? И за это позвольте от собственного имени сказать ей большое спасибо. И если вы думаете, что в данный момент я пошутил, значит вы совершенно не знаете Олега Королева.

Разумеется, Мартина Хингис попробовала вернуться в теннис. Ведь после нескольких лет отсутствия в туре она восстановилась (как оказалось, до конца избавиться от своих травм ей не удалось до конца карьеры), и была еще достаточно молода для того, чтобы пойти на такой рискованный шаг. Ей было всего лишь двадцать пять лет когда она решила попробовать снова периодически выступать на соревнованиях. В 2006-ом она провела уже полноценный сезон, затем играла достаточно периодично и в следующем году. За это время она успела выиграть несколько соревнований, напомнив о себе, вернуть себе место в десятке сильнейших. Однако в конце 2007-го теннисный мир огорошила новость о том, что допинг-проба швейцарки дала положительный результат, показав что она употребляла кокаин.

Скорее всего, кого-то другого бы еще долго проклинали за такое фанаты, или просто почитатели таланта. Известие о приеме наркотиков стало бы крахом на репутации многих, но не ее. Мартину Хингис любили настолько сильно, что этот скандал просто не возымел ожидаемого резонанса. Да, она могла подать в суд, оспорить тот факт, что она принимала кокаин. Она могла все это сделать. Но вместо этого швейцарка просто попросила WTA исключить ее из рейтинга. Это был знак, что с серьезным теннисом ей пора попрощаться, иначе жизнь во второй раз могла обойтись с ней и похуже. И этот знак она поняла и уловила, ведь талантливые люди очень редко в это же время бывают людьми глупыми.

Мартина Хингис – один из символов женственности не только тенниса, но и всего спорта. Она вундеркинд, и отсутствие сейчас таких представителей ее вида спорта позволит нам помнить о ней еще очень долго. А забывать об этой прекрасной девушке, если честно, и не хочется. Не знаю уж как вам, но мне она напоминает, во-первых, о том, что спорт – это действительно искусство. А во-вторых, что собственно перекликается и с первым моим аргументом, о том, что даже спорт наивысших достижений может быть прекрасным. Искусство, оно ведь таковым, то есть прекрасным, быть и должно. По определению.



Мартина Хингис

Родилась 30.09.1980-го года

Выиграла пять турниров Большого Шлема в одиночном разряде (три раза побеждала на Australian Open (1997-1999), и по одному разу выигрывала Уимблдон (1997) и Ролан Гаррос (1997)), девять турниров Большого Шлема в парном разряде (четыре раза побеждала на Australian Open (1997-1999, 2002), по два раза выигрывала Ролан Гаррос (1998, 2000) и Уимблдон (1996, 1998), и один раз выиграла US Open (1998). Также на ее счету одна победа на турнире Большого Шлема в миксте (Australian Open, 2006).

В общем на ее счету сорок три победы на турнирах WTA в одиночном разряде, и тридцать семь побед на турнирах WTA в разряде парном.

Новичок года по версии WTA (1995), самый прогрессирующий игрок года по версии WTA (1996), лучший игрок года по версии WTA (1997), лучший парный игрок года по версии WTA (1998, в дуэте с Яной Новотной, 1999, в дуэте с Анной Курниковой), возвращение года по версии WTA (2006)

На протяжении двухсот девяти недель возглавляла одиночный рейтинг WTA. Три года завершала сезон в качестве первого номера мирового рейтинга (1997, 1999, 2000). Лидером парного рейтинга WTA была тридцать пять недель в общей сложности.

Является одной из четырех теннисисток, заработав себе за карьеру более двадцати миллионов долларов призовых (помимо нее этот рубеж превзошли Штеффи Граф, Мартина Навратилова и Линдсей Дэвенпорт).

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK