Чейз Кэри: Человек, который вывел Формулу-1 на новый уровень

Что важного успел сделать генеральный директор Формулы-1 Чейз Кэри для чемпионата мира.
8 ноября, 13:00
Чейз Кэри / Getty Images
Чейз Кэри / Getty Images

После почти четырех лет у руля чемпионата мира Формулы-1 Чейз Кэри уйдет с должности генерального директора соревнований, где его заменит бывший руководитель команды Феррари Стефано Доменикали.

Хотя правление Кэри в спорте было недолгим по сравнению с его бывшим предшественником Берни Экклстоуном, он курировал несколькими важными решениями, которые, безусловно, повлияют на будущее Формулы-1.

ISPORT рассматривает пять основных изменений в Формуле-1, которые произошли за четыре года под руководством 66-летнего американского бизнесмена.

5-е место — аудитория Ф1 продолжает расти

Кэри взял на себя роль генерального директора Формулы-1 у Берни Экклстоуна, который длительное время не хотел и запрещал спорту вводить новые технологии и развлечения в спорт. При Берни Формула-1 была более закрытой и отдаленной от внешнего мира, чем при Liberty Media, о чем можно было быстро убедиться за последние года.

На предсезонных тестах 2017 года, первых под руководством Кэри и Liberty Media уже были нововведения. Команды и гонщики с радостью выкладывали в своих социальных сетях различные ролики с трассы в Барселоне. В паддоке работало гораздо больше журналистов, причем не только с телевиденья, но и пишущей прессы было предостаточно. Эта открытость продолжала развиваться, поскольку команды все больше и больше делали уклон на социальные сети с целью привлечения новой аудитории. Также предсезонные тесты последних сезонов были показаны в прямом эфире с анализом в студии после каждого дня, чего раньше никогда не было, что безусловно привлекло внимание фанатов и экспертов в мире автоспорта.

Аудитория Ф1 неуклонно растет
Аудитория Ф1 неуклонно растет / Источник: Getty Images

Еще одним важным нововведением стало появление нового документального сериала "Drive to Survive", который обеспечивает платформа Netflix. Это очень успешный проект, которые открыл двери во внутренний мир Формулы-1. В первых двух сезонах было много показано и рассказано о жизни пилотов, руководителей команд - их переживаний от разочарований и радости. Этот шаг привлек огромную аудиторию, которая раньше даже не смотрела в сторону автоспорта.

Была создана цифровая платформа F1 TV, которая дала доступ многим болельщикам гоночного мира ко всем тренировкам, квалификациям и гонкам, причем не только Формулы-1, но и ее серий поддержки, таких как Формула-2, Формула-3 и Суперкубок Порше. Изюминкой платформы стал исторический архив, который заполнен гонками прошлого, которые безусловно заинтересовали более зрелую аудиторию. Да, с этой платформой еще много проблем и она часто преподносит неприятные сюрпризы, но работа на ней продолжается и можно не сомневаться в том, что она станет лучше.

Еще одним важным фактором роста аудитории стал киберспорт. Киберспортивная серия F1 Esports стала важной темой для разговоров среди молодого поколения болельщиков, которые теперь могут не только окунуться в мир автоспорта, смотря его по телевизору и посещая Гран-при, а принимать участие в виртуальных гонках, сидя за своим компьютером. Молодые таланты получили шанс продемонстрировать свои навыки на мировом уровне. Эта серия и направление получили широкий ажиотаж во время паузы из-за пандемии коронавируса, когда Формула-1 организовала еще один виртуальный чемпионат F1 Grand Prix. Да, он не был не так популярен, как например виртуальные серии NASCAR, IndyCar или Формула Е, но свою часть болельщиков он заинтересовал. Проблема Ф1 была в том, что не многие реальные гонщики захотели принять в этом участие, как в других чемпионатах.

4-е место — новые Гран-при

Возможно, одна из самых сложных задач в управлении Формулой-1 - организовать и обеспечить новые гонки для календаря чемпионата мира, поскольку переговоры часто могут быть долгими и трудными, причем по самым разным причинам. Да, безусловно, Кэри часто не сам лично договаривался с промоутерами разных этапов о проведении гонок Формулы-1 - ему помогал коммерческий директор Ф1 Шон Братчес. Вместе они оказывали серьезное влияние на формирование направления спорта.

Liberty Media - руководители Формулы-1, позволили вылететь из календаря чемпионата мира Гран-при Малайзии и Гран-при Германии. Однако если с Малайзией было не все так очевидно с точки зрения вопросов "Почему?", у Германии были серьезные финансовые трудности, из-за которых страна отказалась от Королевы автоспорта.

Тем не менее, место проигранных этапов заняли другие желающие. Во-первых, Кэри успешно договорился и подписал соглашение на проведение этапа чемпионата мира во Вьетнаме, на улицах столицы Ханой. Да, пандемия коронавируса разрушила все планы команд впервые поехать во Вьетнам в 2020 году, это была первая сделка, обеспеченная Кэри с Liberty Media.

twitter.com/F1VietnamGP
twitter.com/F1VietnamGP

Еще одним важным дополнением к календарю стало соглашение с трассой Зандворт о возвращении Гран-при Нидерландов после большого перерыва, во многом благодаря успехам молодого таланта из команды Ред Булл Макса Ферстаппена. Эта гонка также стала жертвой пандемии коронавируса в 2020 году, но все с нетерпением ждут возвращения обновленной трассы с бэнкингами в 2021 году.

Также под руководством Кэри, Формула-1 смогла договориться о продлении контрактов с такими трассами, как Сильверстоун, Монца, Спа-Франкоршам и Ред Булл Ринг, особенно было трудно с первыми двумя из-за финансовых вопросов. Это окончательно положило конец слухам прессы, которая якобы намекала, что новые американские владельцы не будут чтить историю чемпионата мира и не будут церемониться с легендарными и историческими трассами.

Пока единственной неудачей в переговорах с новыми организаторами этапов был потенциальный Гран-при Майами в США. Формула-1 с Liberty Media живет особой мечтой - добавить еще одну гонку высокого класса в Америку. Однако несмотря на все договоренности с организаторами возможного Гран-при, пока вопрос о проведении гонки в Майами висит в воздухе. Причина — местные жители, которые всеми силами пытаются не дать провести гонки Ф1 в их городе. Тем не менее, у Формулы-1 есть запасной план - это легендарный автодром в Индианаполисе, где есть дорожная трасса, на которой выступает серия IndyCar. С приходом нового владельца Роджера Пенске, этот шанс может стать реальностью уже в недалеком будущем.

3-е место — новый технический регламент

Несмотря на рост популярности Формулы-1, многие болельщики и эксперты разочаровались и продолжают поддаваться этому чувству из-за отсутствия борьбы на вершине чемпионата. Мерседес выиграл все чемпионские титулы с 2014 года. Серебряные, а сейчас черные стрелы, выиграли больше 60% всех гонок под руководством Кэри.

Это убивает интригу задолго до окончания чемпионата, но пока это суровая реальность Формулы-1. В последние годы была тройка явных лидеров - Мерседес, Ред Булл и Феррари, но в этом году Скудерия преподнесла неприятный сюрприз и теперь они далеки от борьбы не то что за чемпионский титул, но и за победы и подиумы в гонках. На данный момент вся борьба - это средняя группа команд, из которой лишь иногда кто-то попадает на подиум, за исключением парочки случаев.

Из-за этого, команды согласились с новыми техническими регламентами, направленными на уменьшение эффекта грязного воздуха, которые усилился в последние годы на фоне увеличения уровня прижимной силы. Новые машины и изменения в технической сфере согласовались довольно быстро, но из-за жесткого ограничения бюджетов переговоры серьезно затянулись.

Презентация нового регламента Ф1
Презентация нового регламента Ф1 / Источник: Getty Images

В итоге Liberty Media и Кэри все же убедили команды ограничить свои бюджеты в сумму 175 миллионов долларов, но когда до крайнего срока переговоров оставалось совсем чуть-чуть, возник коронавирус и стало понятно, что нужно вводить новые ограничения. Все это делается для того, чтобы команды продолжали участвовать в чемпионате и не подвергались финансовому риску из-за потерь во время пандемии коронавируса.

Формула-1 и Кэри оказались в сложной ситуации в поисках компромисса, так как некоторые команды считали предел слишком низким, в то время как другие считали, что он остается слишком высоким. В конечном итоге все команды подписались на цифру в 145 миллионов долларов на 2021 год, которая к 2023 году сократится до 135 миллионов долларов (по минус пять миллионов за сезон).

Был достигнут компромисс, и для Кэри было восхитительным триумфом добиться того, чтобы особенно Мерседес и Феррари согласились со столь значительным сокращением расходов. Если Мерседес не выдвигал серьезных угроз, то Скудерия в своем стиле сразу же заявила, что они могут уйти из Ф1, чтобы заниматься другими категориями в автоспорте. Все же компромисс был найден и это безусловно успех для Формулы-1.

2-е место — новый Договор согласия

После того, как команды и Формула-1 достигли соглашения по новому техническому регламенту и всеми финансовыми вопросами, главной темой для разговоров был новый Договор согласия.

Особенно сложным процесс подписания нового соглашения о будущем команд в Формуле-1 был на фоне пандемии коронавируса. В прессе часто упоминалось четыре имени, и если одно из них - Мерседес, - было не слишком тревожным и маловероятным, то проблемы Хааса, Уильямса и Рено были острее. К счастью все хорошо, что хорошо заканчивается.

Мерседес заявил, что он надолго связался с Формулой-1 и что их команда не исчезнет из спорта в ближайшем будущем. На фоне доминирования Мерседеса в Формуле-1 их самым важным вопросом в новом Договоре согласия было распределение призовых. которые стали более растянуты для всех команд, что обидело немецкий бренд. Из-за этого процесс переговоров затянулся, но все же был найден компромисс.

Уильямс был продан американским владельцам из Dorilton Capital, что решило их сложное финансовое положение. Команда Рено увидела позитив в значительном сокращении финансового бюджета, как впрочем и Хаас.

Поскольку это первый Договор согласия, подписанный под руководством Кэри и Liberty Media. Это означало, что все десять команд зарегистрировались для участия в гонках Ф1 как минимум до конца сезона 2025 года.

1-е место — Спасибо за сезон 2020 года

Пандемия коронавируса сильно нарушила планы автоспорта, в том числе Формулы-1 в 2020 году. Еще в марте, когда был отменен Гран-при Австралии, было много вопросов по поводу будущего: что будет с сезоном 2020 года, что будет с командами, как поступать с финансовым положением всего спорта в целом в условиях простоя, и как вообще проводить гонки в такой сложной обстановке.

Пока все ждали неизвестно чего, Формула-1 плотно работала на заднем фоне, чтобы сезон 2020 наконец стартовал и сохранил при этом свое лицо. На протяжении пары месяцев в новостях лишь появлялись плохие заголовки о том, что этапы перенесены на неопределенный срок или не состоятся вообще в этом году. С этим всем приходилось мириться и справляться в первую очередь Чейзу Кэри.

Наконец спустя пару месяцев, когда ситуация в мире начала поправляться после первой волны коронавируса, план Формулы-1 на 2020 год был озвучен и постепенно начал вырисовываться гоночный календарь. Первая часть календаря была опубликована сразу и в ней были лишь европейские этапы. В итоге календарь обрел полную форму с некоторыми выездными этапами в концовке сезона - 17 Гран-при, 13 из которых были успешно проведены.

Гонка Ф1 в Муджелло
Гонка Ф1 в Муджелло / Источник: Getty Images

Формула-1 разработала строгие и сложные протоколы против воздействия коронавируса с жесткими ограничениями, вплоть до того, что на некоторых этапах, командам и всему персоналу было запрещено покидать территорию трассы. Однако это надежные протоколы безопасности, потому что после около 50 тысяч проведенных тестов на коронавирус, было зафиксировано лишь 60 человек с положительными результатами. Это можно считать успехом в таких сложных условиях.

Сезон-2020 года запомнится многим, но большинство вспомнит новые этапы в календаре Формулы-1 вместо отмененных. Да, мы потеряли такие трассы, как Зандворт, Монако, Сузука и другие, но вместо этого были добавлены такие автодромы, как Муджелло, Имола, Портимао, Нюрбургринг и Стамбул. Это настоящий подвиг, которые многие считали невероятным еще в марте-апреле этого года.

А ведь несложно вспомнить насмешки и критику со стороны прессы, многих экспертов и чиновников, которые смеялись над словами Кэри, который еще в начале пандемии коронавируса твердо заявлял о том, что Ф1 проведет 15-18 гонок в 2020 году.

Благодаря проведению этого сезона, Формула-1 выполняет множество контрактов от спонсоров, а что еще более важное - телевизионные соглашения. Именно благодаря этому команды получат соответствующие призовые и выплаты от Ф1. Безусловно, они будут меньше, чем обычно, но все финансовое положение обеспечено и будущее гарантировано. Это самое главное, и в этом наибольшая заслуга Кэри, который смог все реализовать и уладить миллионы вопросов по ходу сложнейшего сезона.

Илья Навроцкий, ISPORT


x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK