Герои нашего времени

2011 г., 9 марта, 16:28
Тема нашего сегодняшнего разговора несколько необычна. iSport.ua не устает рассказывать своим читателям о судьбах гонщиков Формулы-1 разных времен, а мы возьмем дюжину главных героев чемпионатов мира двух последних десятилетий и проанализируем их роль и влияние на ход истории. Итак…
 
Михаэль Шумахер. Этот человек – живая легенда. Он становился одним из главных героев практически всех чемпионатов, в которых принимал участие. Немец сумел переписать книгу рекордов Формулы-1, но многие болельщики будут помнить его не за это, а за неоднозначный подход к гонкам. Девиз Михаэля прост – все ради победы, но часто случалось так, что на пути к успеху Шумахер оказывался в центре громких скандалов, не придававших его карьере золотого блеска.
 
Подробности биографии семикратного чемпиона мира исписаны сотнями моих коллег, и мною в том числе. Нет смысла заново их воспроизводить. Важнее то, что Михаэль был символом Формулы-1 своего времени и навсегда изменил уровень профессионализма гонщиков. Он поднял планку очень высоко. Шумахер показал, что даже в заведомо проигрышной ситуации можно добиться успеха, однако для этого нужно вкалывать днем и ночью – работать с инженерами, скрупулезно изучать телеметрию, свою и партнера по команде, думать над каждым своим движением в кокпите, оттачивать мастерство и много времени поводить в тренажерном зале, укрепляя мышцы. Вы не найдете немца, праздно болтающего в паддоке с журналистами. Когда остальные делают это, он окружает себя специалистами и вместе с ними продумывает план действий на два шага вперед.
 
Мне могут возразить, что в прошлом сезоне Михаэль не смог похвастать достижениями на трассе, такими, как во времена своей первой карьеры, и я отвечу, что многое изменилось. С Шумахера так часто брали пример, что он невольно оказался в ситуации, когда ученики превзошли своего учителя. Теперь любой юнец прекрасно понимает, что для успешной карьеры кровь из носу необходимо вникать во все детали этого сложнейшего вида спорта. Тот, кто не понял, или следил за Михаэлем не внимательно, остался за бортом.
 
Дэймон Хилл. Сын легендарного Грэма, Дэймон запомнился последним из могикан британских джентльмен-драйверов. Своим уходом из спорта он наглухо закрыл огромную главу в истории гонок Гран-При. Он поздно сел за руль, но смог пройти весь путь до чемпионского титула в 1996 году, использовав последний из доступных шансов. Покинув Williams, Хилл лишь однажды смог блеснуть, на Хунгароринге в 1997-м, а годом позже одержал победу в Бельгии, вот только ситуация тогда сложилась так, что все соперники, ехавшие впереди Jordan британца, сошли с дистанции, а Ральф Шумахер, партнер по команде, получил приказ не нападать на ветерана.
 
То был закат карьеры гонщика, а пик ее пришелся на 1994-1995 годы, когда британец, как умел, сражался с Benetton и Михаэлем Шумахером. Хилл почему-то думал, что все должны вести себя на трассе в точном соответствии с его планом. Любое отклонение от нормы, и Дэймон оставался позади, за что над ним нередко посмеивались в паддоке. Не удивительно, что Хилл, при всем к нему уважении, не смог оставить в Формуле-1 последователей.
 
Жак Вильнев. Вне всяких сомнений, приход канадца в чемпионат мира был ярким и неординарным. Жак сразу дал понять, что не готов мириться с нелепой, на его взгляд, вычурностью, царившей в паддоке. Он делал все наперекор: когда просили застегнуть комбинезон, Вильнев его расстегивал, когда просили завязать шнурки, Жак вынимал их вовсе. Не испугали гонщика ни санкции со стороны FIA за несколько нелицеприятных высказываний в адрес федерации, ни мнение команды Williams, в которой он дебютировал и два года подряд боролся за титул чемпиона мира, добыв его в 1997-м после ставшего легендарным тарана со стороны Ferrari Михаэля Шумахера в Хересе.
 
Дальнейшую карьеру Жака нельзя назвать очень успешной, но именно благодаря его харизме мир Формулы-1 открылся и другим свободолюбивым гонщикам.
 
Мика Хаккинен. Когда финн покидал Формулу-1, было немного грустно. Сам гонщик утверждал, что берет лишь паузу, но все прекрасно понимали, что его время ушло безвозвратно. И все же, Мика выполнил главную свою миссию – вернул McLaren чемпионский титул, чего так сильно хотел руководитель команды Рон Деннис, относившийся к Хаккинену по-отечески тепло. Рон доверял Мике всецело, и когда тот предложил усадить на свое место юного соотечественника Кими Райкконена, британец согласился, невзирая на многочисленные риски. Надо ли говорить, что Деннис не пожалел о своем выборе?
 
Дэвид Култхард. Шотландца можно сравнить со Стирлингом Моссом – оба не раз могли завоевать заветный чемпионский титул, но так этого и не сделали, оставшись в истории Формулы-1 «вечно вторыми». Небезосновательно, конечно. О Моссе мы сегодня не говорим, а Дэвид, всегда считавшийся очень талантливым гонщиком, не смог раскрыть большой потенциал тогда, когда для этого было самое подходящее время. Как результат, Култхард остался в истории примером отсутствия у гонщика какой-то неуловимой искры, необходимой для борьбы за главный трофей в жизни.
 
Жан Алези. Еще один пример тотального невезения. Француз заставил говорить о себе с первого же дня пребывания в чемпионате мира, а вскоре смог осуществить мечту своего детства, подписав контракт с Ferrari, где стал партнером Алена Проста. О чем еще может мечтать подающий большие надежды гонщик? О чем угодно, но только не о постоянных неудачах, поломках и слабостях техники. Жан несколько раз был в шаге от победы, но именно этот шаг стал для него непреодолимым. Лишь однажды, в Канаде 1995-го, Алези поднялся на верхнюю ступеньку подиума, а после наступила очередная вереница разочарований в Benetton, где Жан не смог найти взаимопонимание с Флавио Бриаторе, потом в Sauber, в Prost, где опыт Алези мог быть полезным, но его старый друг Ален Прост оказался неважным менеджером, и, наконец, в Jordan, где в 2001 году карьера француза завершилась. Сходом с дистанции…
 
Возможно, это совпадение, но после ухода Алези Формула-1 заметно ослабила свои когда-то тесные связи с Францией. Сейчас в чемпионате нет ни одного боевого пилота с французским гражданством, нет национального Гран-При, и в ближайшем будущем не предвидится, нет команд, нет почти ничего, за исключением Renault, да и та больше не владеет заводской командой, решив ограничиться лишь поставкой моторов. 
 
Хуан-Пабло Монтойя. Колумбийский ураган ворвался в Формулу-1 так же быстро, как и покинул ее. Своим взрывным темпераментом он заставлял соперников быть в постоянном напряжении. За пять с лишним сезонов Монтойя выиграл семь Гран-При, но постоянно ворчал, что гонки Формулы-1 не так насыщены борьбой, как американский CART, где Хуан-Пабло стал чемпионом. К тому же, в Williams почему-то большее предпочтение отдавалось Ральфу Шумахеру, и даже переход в McLaren не изменил ситуацию. Там, после отставки Хаккинена, Рон Деннис нашел себе нового любимчика – Кими Райкконена, а Хуан-Пабло вынужден был мучаться от дискомфорта за рулем, от недостаточного внимания к себе и многих других вещей. В итоге, повздорив с Деннисом, Монтойя досрочно завершил выступления в сезоне 2006 года и уехал в Америку в поисках приключений на овалах NASCAR. А Формула-1 осталась осиротевшей, поскольку до сих пор в чемпионате так и не появился гонщик с таким же бурным темпераментом и любовью к поединкам с соперниками.
 
Фернандо Алонсо. Двукратный пока чемпион мира, испанец прервал гегемонию Ferrari и Михаэля Шумахера в середине 2000-х. Вполне возможно, Алонсо стал одной из причин завершения первой карьеры немца, но прошло всего несколько лет, и Шумахер вернулся, а Фернандо благополучно занял место в кокпите Ferrari и теперь мечтает повторить достижение Красного Барона. Он так же целеустремлен и трудолюбив. Удастся ли ему поднять планку профессионализма еще выше? Покажет время.
 
Кими Райкконен. Не умаляя достоинств финна, главное, чего он смог добиться своим прохладным отношением к Формуле-1 - сблизить болельщиков Королевы автоспорта с ралли. Теперь за успехами и неудачами чемпиона мира 2007 года в WRC наблюдают даже те его поклонники, кто раллийными соревнованиями не интересовался в принципе, а зря, ведь это крайне увлекательная дисциплина автоспорта.
 
Льюис Хэмилтон. Да простят меня болельщики британца, но я стараюсь быть непредвзятым, и излагать факты такими, какие они есть. А факт в том, что Льюис Хэмилтон стал первым по-настоящему успешным «продуктом» программ подготовки молодых пилотов. Попав под опеку McLaren еще в детстве, Льюис прошел все этапы профессиональной  карьеры и очень быстро созрел для дебюта в Формуле-1. Настолько, что ввязался в борьбу за победы с первых же дней, а на второй год выступлений завоевал титул чемпиона мира. Это феноменальное достижение прекрасно демонстрирует, что деньги, вложенные Роном Деннисом и его компанией в темнокожего парня, окупились с лихвой. С Хэмилтоном в Формулу-1 пришла новая эра селекции. Теперь молодежные программы есть и у Red Bull, и у Renault и даже у Ferrari. 
 
Дженсон Баттон. Чемпион мира 2009 года, как и его нынешний партнер по McLaren Льюис Хэмилтон, в свое время также стал первопроходцем, положившим начало новой тенденции омоложения пелотона. Тогда, в 2000 году, 20-летний Дженсон, за плечами которого было лишь два года выступлений в Формуле-Форд и Формуле-3, воспринимался в паддоке как некий эксперимент Фрэнка Уильямса. Никто не видел в нем гонщика экстра-класса, он им и не был, но скоростью явно обладал, а опыт – дело наживное. Вскоре в Британии поняли, каким потенциалом обладает Баттон, но из-за слабой техники ему не удалось раскрыться до тех пор, пока Росс Браун не дал в его руки великолепный Brawn BGP01. За его рулем Дженсон начал десятый, и пока самый важный сезон в своей карьере. В том же году в Формуле-1 дебютировал Хайме Альгерсуари. Испанцу было 19 лет и 125 дней.
 
Себастьян Феттель. Еще один крайне успешный пилот нового поколения. В минувшем сезоне Феттель стал самым молодым в истории Формулы-1 чемпионом мира, но его карьера еще далека от своего пика, поэтому делать оценки личного вклада немца в спорт будем, наверное, лет через десять.
 
Собственно говоря, на этом круг замыкается. Свою карьеру Феттель строил, внимательно изучая каждый шаг Шумахера. Профессиональная жизнь Михаэля, тем временем, близка к закату, а будущее… Будущее будет строить Себастьян и его молодые коллеги.

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK