Гран-при Бразилии. Превью
Гран-при Бразилии за всю историю проходил в двух крупнейших городах страны: Сан-Паулу и Рио де Жанейро. В наши дни эти города принимают два наиболее значимых туристических события для стран Латинской Америки - это карнавал в Рио и гонка Формулы-1 в окрестностях Сан-Паулу. В последние три года гонка на автодроме Интерлагос (регион получил свое название от географического расположения - в дословном переводе это значит "между озер") принимала решающие битвы в чемпионате и определяла чемпиона.
Так было и в прошлом году, когда Баррикелло стартовал с поула, но провалил гонку - именно это и сделало из Баттона чемпиона мира. Сейчас же британцу должно повезти еще больше. Он пока сохраняет шансы на титул, но все его четыре соперника должны испытать значительные трудности в Интерлагосе. Сейчас уже нет смысла говорить о том, что тот или иной трек подходит больше Ред Булл, Феррари или же Макларену. Последний этап доказал, что фарт будет играть чуть ли не решающую роль. Ред Булл были быстры здесь в прошлом году, но... Кто-то сейчас поставит все деньги на их победу?
Великое строительство
Первую бразильскую гонку в 1972 году принял автодром Интерлагос. Но свой День рождения автодром отметил намного раньше. В начале 20-х годов в Сан-Паулу начался бурный промышленный рост, что подразумевало и приток населения. В соответствии с этим получило развитие и строительство. В 1926-ом году британский строительный магнат Ромеро Сансон задумал на юге Сан-Паулу постройку центра под названием Balneário Satélite da Capital, "Курорт у столицы". Но свою лепту в название комплекса внес француз Альфред Агаче, помощник Сансона. Француз перенес на португальский манер название швейцарского города Интерлейкен, который также располагался между озер.
Интерлагос, по проекту Сансона, должен был включить постройку больших дорог, спортивный комплекс и гоночный трек. Но финансовый кризис 1929-го года наложил свой отпечаток на планы постройки комплекса. Через суматоху в экономической и политической сферах, постройка автодрома была приостановлена. Импульс к завершению проекта Интерлагос был дан после печальных событий. В июле 1936 года улицы Сан-Паулу приняли международный Гран-при, но гонка была омрачена тем, что после вылета одной из машин погибло 4 болельщика. После этой трагедии глава автоспорта Бразилии настоял на завершении строительства кольца Интерлагос. Из-за недостатка финансов проект был одобрен в лайт-версии и не досчитался боксов, трибун и парковки.
33 года до Формулы-1
Датой рождения для автодрома стало 12 мая 1940-го года, когда на нем прошло Гран-при Сан Паулу. Динамично развивающийся автоспорт в Бразилии получил свою награду 30 марта 1972 года, когда самая большая страна Латинской Америки увидела выступление пилотов Формулы-1 собственными глазами. Автодром за 30 лет не изменил своей конфигурации - это был все еще почти 8-километровый трек, который перед проведением Гран-при был лишь незначительно отремонтирован. Главной изюминкой трека было то, что он был построен в природном амфитеатре - это давало зрителям отличный обзор большей части трека. Но такой сложный рельеф трека преподнес гонщикам неприятный сюрприз - трек получил кочкообразную поверхность, что является испытанием для пилотов и по сей день.
В первом Гран-при в Сан Паулу, которое было проведено ФИА в качестве проверки на профпригодность, на радость публике приняло участие 4 бразильца: для Вилсона Фиттипальди и Луиса Буэно это стал первый опыт соревнований в гонках Формулы-1; для Хуана Карлуша Паче это был всего лишь второй Гран-при; Эмерсон же Фиттипальди был главной звездой Гран-при, но гонку ему закончить не удалось. Победителем гонки стал аргентинец Карлос Рейтеманн, который закончит сезон 1972-го года на 16-ой позиции. А через год состоялся первый официальный Гран-при Бразилии, который прошел 11 февраля 1973-го года.
Эмерсон Фиттипальди приехал в Сан Паулу в качестве действующего чемпиона мира. То, что творилось на трибунах Интерлагоса, можно было легко сравнить с карнавалом в Рио. Зрители своими песнями и плясками пытались придать дополнительных сил Фиттипальди в борьбе с Джеки Стюартом (на тот момент британец был двукратным чемпионом мира). Гонка прошла за явным преимуществом этих двух пилотов, и первым 40 кругов дистанции проехал бразилец.
Следующие два года Бразилия также праздновала победу своих соотечественников: в 1974 году победу в Сан-Паулу снова праздновал Фиттипальди, а в следующем году победу добыл еще один паулиста, Хосе Карлуш Паче.
Смена обстановки
Через три года после победы Паче Гран-при Бразилии принимал уже Рио де Жанейро. Автодром Жакарепагуа был построен в 1966 и находился в непосредственной близости от Рио. Но гонку Формулы-1 автодром смог принять только в 1978 году, когда была проведена реконструкция по всем стандартам ФИА. На сей раз на старт вышел только один бразилец - Эмерсон Фиттипальди. А первый этап в Рио, как и первый этап в Сан-Паулу, выиграл Карлос Рейтеманн. В последующие два года бразильский этап снова принимал Интерлагос, который в 1978 году несущественно изменили, сократив длину трека менее чем на 100 метров. В эти годы победы на этапах одержали два француза - Рене Арну и Жак Лаффит. Но из-за недостатка средств на содержание автодрома в Сан Паулу, этап в 1981 году снова переехал в Рио.
Королем этапа в Рио де Жанейро стал французский пилот Ален Прост, который из девяти проведенных этапа в Жакарепагуа выиграл пять (1982, 1984, 1985, 1987, 1988). А в 1983 и 1986 году победы в Рио одерживал местный любимец - Нельсон Пике. Гран-при 1984 года также стал примечательным тем, что здесь свои первые круги сделал Айртон Сенна, который ту гонку закончил после восьми кругов дистанции. В 1989 году Рио в последний раз принял этап Формулы-1 - тогда победу одержал Найджел Мэнселл. Через финансовые проблемы организаторы отказались от проведения Гран-при. 2 октября 2009 года стало известно, что Рио примет Олимпиаду-2016 и было принято решение, что автодром имени Нельсона Пике будет разрушен и на его месте будут построены олимпийские объекты. Удивительно, но в 2014 году формулическая трасса в Сочи будет буквально вписана в Олимпийскую деревню.
После того, как стало известно, что Рио де Жанейро отказывается от проведения этапа, власти Сан Паулу были вынуждены пойти на срочную реконструкцию автодрома, который к тому времени был переименован. В 1977-ом году потерпел авиакатастрофу Хосе Карлош Паче и в 1985 трек был назван в его честь. За один год до проведения Гран-при в Сан-Паулу трек получил новые боксы, новую башню управления гонкой и новую конфигурацию. Кольцо лишилось двух длинных прямых и нескольких поворотов, в результате чего длина трека сократилась до 4325 метров. Первую победу на обновленном треке одержал Ален Прост. Это была шестая победа для француза на бразильском этапе, и это является рекордом по сей день. Догнать француза по количеству побед не смог и Михаэль Шумахер, который одержал свою четвертую победу здесь в 2002-ом году, но в последующие годы карьеры даже не поднимался на подиум.
Новая история
С 2004-го года Интерлагос начал принимать Гран-при осенью. Причиной тому стал этап в 2003-м году. Весь этап прошел в жутких дождевых условиях и после 54 круга дистанции, когда Марк Уэббер вылетел за пределы трассы, а Фернандо Алонсо наехал на обломки машины австралийца, было принято решение остановить гонку. Итоги гонки определялись без зачета последнего круга, и победителем неожиданно стал Джанкарло Физикелла, для которого это была первая победа в карьере. После проведения Гран-при было решено, что этап целесообразнее проводить осенью, когда вероятность дождей была меньшей.
В 2006-ом году чемпионскую карту в Бразилии разыграли Алонсо и Шумахер. Немец имел лишь теоретические шансы на итоговый успех, но свой последний Гран-при он провел великолепно. Алонсо уверенно приехал на второй позиции, завоевав чемпионство, но без всяких сомнений именно немец в тот день был самым быстрым на треке. Шумахеру имел огромное преимущество по быстрым кругам над своими соперниками. Но ему сначала помешал вынужденный пит-стоп, который откинул Михаэля на последнее место, а потом у него случилось два сбоя в работе коробки передач.
Тем не менее, Шумахер пришел на финиш четвертым, завершив свою карьере пилота. Также в гонке отметился и Дженсон Баттон, который со стартовой 14-ой позиции пробился на подиум. А победителем стал паулиста Фелипе Масса, который в тот день выступал специально сделанном для Гран-при комбинезоне, который был раскрашен в цвета флага Бразилии.
Ну а потом в Бразилии состоялись чемпионские этапы 2007-го и 2008-го года. Сначала Кими Райкконен, который до гонки имел лишь призрачные шансы на титул, благодаря помощи Фелипе Массы стал чемпионом, а через год сам бразилец боролся за титул. В обоих случаях соперником был Льюис Хэмилтон. Британец дважды подряд сталкивался с проблемами в Интерлагосе, но в последнем случает таки сумел вырвать нужную позицию - случилось это за 500 метров до окончания чемпионата мира.
Гран-при Бразилии. Статистика:
Количество кругов - 71
Длина круга - 4,309 км
Рекорд круга в гонке - 1:11,473 Хуан Пабло Монтойя (2004)
Победители последнего десятилетия:
2000 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2001 - Дэвид Култхард (Макларен)
2002 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2003 - Джанкарло Физикелла (Джордан)
2004 - Хуан Пабло Монтойя (Уильямс)
2005 - Хуан Пабло Монтойя (Макларен)
2006 - Фелипе Масса (Феррари)
2007 - Кими Райкконен (Феррари)
2008 - Фелипе Масса (Феррари)
2009 - Марк Уэббер (Ред Булл)
Так было и в прошлом году, когда Баррикелло стартовал с поула, но провалил гонку - именно это и сделало из Баттона чемпиона мира. Сейчас же британцу должно повезти еще больше. Он пока сохраняет шансы на титул, но все его четыре соперника должны испытать значительные трудности в Интерлагосе. Сейчас уже нет смысла говорить о том, что тот или иной трек подходит больше Ред Булл, Феррари или же Макларену. Последний этап доказал, что фарт будет играть чуть ли не решающую роль. Ред Булл были быстры здесь в прошлом году, но... Кто-то сейчас поставит все деньги на их победу?
Великое строительство
Первую бразильскую гонку в 1972 году принял автодром Интерлагос. Но свой День рождения автодром отметил намного раньше. В начале 20-х годов в Сан-Паулу начался бурный промышленный рост, что подразумевало и приток населения. В соответствии с этим получило развитие и строительство. В 1926-ом году британский строительный магнат Ромеро Сансон задумал на юге Сан-Паулу постройку центра под названием Balneário Satélite da Capital, "Курорт у столицы". Но свою лепту в название комплекса внес француз Альфред Агаче, помощник Сансона. Француз перенес на португальский манер название швейцарского города Интерлейкен, который также располагался между озер.
Интерлагос, по проекту Сансона, должен был включить постройку больших дорог, спортивный комплекс и гоночный трек. Но финансовый кризис 1929-го года наложил свой отпечаток на планы постройки комплекса. Через суматоху в экономической и политической сферах, постройка автодрома была приостановлена. Импульс к завершению проекта Интерлагос был дан после печальных событий. В июле 1936 года улицы Сан-Паулу приняли международный Гран-при, но гонка была омрачена тем, что после вылета одной из машин погибло 4 болельщика. После этой трагедии глава автоспорта Бразилии настоял на завершении строительства кольца Интерлагос. Из-за недостатка финансов проект был одобрен в лайт-версии и не досчитался боксов, трибун и парковки.
33 года до Формулы-1
Датой рождения для автодрома стало 12 мая 1940-го года, когда на нем прошло Гран-при Сан Паулу. Динамично развивающийся автоспорт в Бразилии получил свою награду 30 марта 1972 года, когда самая большая страна Латинской Америки увидела выступление пилотов Формулы-1 собственными глазами. Автодром за 30 лет не изменил своей конфигурации - это был все еще почти 8-километровый трек, который перед проведением Гран-при был лишь незначительно отремонтирован. Главной изюминкой трека было то, что он был построен в природном амфитеатре - это давало зрителям отличный обзор большей части трека. Но такой сложный рельеф трека преподнес гонщикам неприятный сюрприз - трек получил кочкообразную поверхность, что является испытанием для пилотов и по сей день.
В первом Гран-при в Сан Паулу, которое было проведено ФИА в качестве проверки на профпригодность, на радость публике приняло участие 4 бразильца: для Вилсона Фиттипальди и Луиса Буэно это стал первый опыт соревнований в гонках Формулы-1; для Хуана Карлуша Паче это был всего лишь второй Гран-при; Эмерсон же Фиттипальди был главной звездой Гран-при, но гонку ему закончить не удалось. Победителем гонки стал аргентинец Карлос Рейтеманн, который закончит сезон 1972-го года на 16-ой позиции. А через год состоялся первый официальный Гран-при Бразилии, который прошел 11 февраля 1973-го года.
Эмерсон Фиттипальди приехал в Сан Паулу в качестве действующего чемпиона мира. То, что творилось на трибунах Интерлагоса, можно было легко сравнить с карнавалом в Рио. Зрители своими песнями и плясками пытались придать дополнительных сил Фиттипальди в борьбе с Джеки Стюартом (на тот момент британец был двукратным чемпионом мира). Гонка прошла за явным преимуществом этих двух пилотов, и первым 40 кругов дистанции проехал бразилец.
Следующие два года Бразилия также праздновала победу своих соотечественников: в 1974 году победу в Сан-Паулу снова праздновал Фиттипальди, а в следующем году победу добыл еще один паулиста, Хосе Карлуш Паче.
Смена обстановки
Через три года после победы Паче Гран-при Бразилии принимал уже Рио де Жанейро. Автодром Жакарепагуа был построен в 1966 и находился в непосредственной близости от Рио. Но гонку Формулы-1 автодром смог принять только в 1978 году, когда была проведена реконструкция по всем стандартам ФИА. На сей раз на старт вышел только один бразилец - Эмерсон Фиттипальди. А первый этап в Рио, как и первый этап в Сан-Паулу, выиграл Карлос Рейтеманн. В последующие два года бразильский этап снова принимал Интерлагос, который в 1978 году несущественно изменили, сократив длину трека менее чем на 100 метров. В эти годы победы на этапах одержали два француза - Рене Арну и Жак Лаффит. Но из-за недостатка средств на содержание автодрома в Сан Паулу, этап в 1981 году снова переехал в Рио.
Королем этапа в Рио де Жанейро стал французский пилот Ален Прост, который из девяти проведенных этапа в Жакарепагуа выиграл пять (1982, 1984, 1985, 1987, 1988). А в 1983 и 1986 году победы в Рио одерживал местный любимец - Нельсон Пике. Гран-при 1984 года также стал примечательным тем, что здесь свои первые круги сделал Айртон Сенна, который ту гонку закончил после восьми кругов дистанции. В 1989 году Рио в последний раз принял этап Формулы-1 - тогда победу одержал Найджел Мэнселл. Через финансовые проблемы организаторы отказались от проведения Гран-при. 2 октября 2009 года стало известно, что Рио примет Олимпиаду-2016 и было принято решение, что автодром имени Нельсона Пике будет разрушен и на его месте будут построены олимпийские объекты. Удивительно, но в 2014 году формулическая трасса в Сочи будет буквально вписана в Олимпийскую деревню.
После того, как стало известно, что Рио де Жанейро отказывается от проведения этапа, власти Сан Паулу были вынуждены пойти на срочную реконструкцию автодрома, который к тому времени был переименован. В 1977-ом году потерпел авиакатастрофу Хосе Карлош Паче и в 1985 трек был назван в его честь. За один год до проведения Гран-при в Сан-Паулу трек получил новые боксы, новую башню управления гонкой и новую конфигурацию. Кольцо лишилось двух длинных прямых и нескольких поворотов, в результате чего длина трека сократилась до 4325 метров. Первую победу на обновленном треке одержал Ален Прост. Это была шестая победа для француза на бразильском этапе, и это является рекордом по сей день. Догнать француза по количеству побед не смог и Михаэль Шумахер, который одержал свою четвертую победу здесь в 2002-ом году, но в последующие годы карьеры даже не поднимался на подиум.
Новая история
С 2004-го года Интерлагос начал принимать Гран-при осенью. Причиной тому стал этап в 2003-м году. Весь этап прошел в жутких дождевых условиях и после 54 круга дистанции, когда Марк Уэббер вылетел за пределы трассы, а Фернандо Алонсо наехал на обломки машины австралийца, было принято решение остановить гонку. Итоги гонки определялись без зачета последнего круга, и победителем неожиданно стал Джанкарло Физикелла, для которого это была первая победа в карьере. После проведения Гран-при было решено, что этап целесообразнее проводить осенью, когда вероятность дождей была меньшей.
В 2006-ом году чемпионскую карту в Бразилии разыграли Алонсо и Шумахер. Немец имел лишь теоретические шансы на итоговый успех, но свой последний Гран-при он провел великолепно. Алонсо уверенно приехал на второй позиции, завоевав чемпионство, но без всяких сомнений именно немец в тот день был самым быстрым на треке. Шумахеру имел огромное преимущество по быстрым кругам над своими соперниками. Но ему сначала помешал вынужденный пит-стоп, который откинул Михаэля на последнее место, а потом у него случилось два сбоя в работе коробки передач.
Тем не менее, Шумахер пришел на финиш четвертым, завершив свою карьере пилота. Также в гонке отметился и Дженсон Баттон, который со стартовой 14-ой позиции пробился на подиум. А победителем стал паулиста Фелипе Масса, который в тот день выступал специально сделанном для Гран-при комбинезоне, который был раскрашен в цвета флага Бразилии.
Ну а потом в Бразилии состоялись чемпионские этапы 2007-го и 2008-го года. Сначала Кими Райкконен, который до гонки имел лишь призрачные шансы на титул, благодаря помощи Фелипе Массы стал чемпионом, а через год сам бразилец боролся за титул. В обоих случаях соперником был Льюис Хэмилтон. Британец дважды подряд сталкивался с проблемами в Интерлагосе, но в последнем случает таки сумел вырвать нужную позицию - случилось это за 500 метров до окончания чемпионата мира.
Гран-при Бразилии. Статистика:
Количество кругов - 71
Длина круга - 4,309 км
Рекорд круга в гонке - 1:11,473 Хуан Пабло Монтойя (2004)
Победители последнего десятилетия:
2000 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2001 - Дэвид Култхард (Макларен)
2002 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2003 - Джанкарло Физикелла (Джордан)
2004 - Хуан Пабло Монтойя (Уильямс)
2005 - Хуан Пабло Монтойя (Макларен)
2006 - Фелипе Масса (Феррари)
2007 - Кими Райкконен (Феррари)
2008 - Фелипе Масса (Феррари)
2009 - Марк Уэббер (Ред Булл)