Гран-при Европы. Превью

2010 г., 24 июня, 15:10
Гран-при Канады оправдал ожидания - мы лицезрели довольно интересный этап. Пилоты Макларен проявили себя отлично. Там и тактика пит-стопов была выбрана правильная и каждый из пилотов обогнал по ходу гонки Алонсо. Благодаря такому выступлению бывшие "серебряные стрелы" приедут в Валенсию лидерами в обоих зачетах. Закономерный результат, если учесть множество факторов, но это не означает, что второй испанский этап в этом году им легко покорится.

Разделение славы

Вообще, на Гран-при Европы в этот раз сойдутся две противоположности. С одной стороны - этап под такой вывеской всегда был интересным. Здесь можно было увидеть просто невероятные войны. То один из пилотов проедет по воде, аки по суху, то другой еще более запятнает свою репутацию, то команда предпримет жесткую, но выигрышную тактику. Но с другой стороны - Валенсия. Этот трек всего лишь два года принимает этап Формулы-1, но уже успел стать одним из самых малоожидаемых событий в году. Да, интерес со стороны испанский болельщиков - огромен, но остальной мир эту гонку ждет, прищурившись. Теперь пройдемся по этим двум слагаемым более детально и начнем необычно - с хорошего.

Как ни странно, Гран-при Европы - один из старейших в календаре чемпионата мира. Вы можете задать вполне адекватный вопрос: как такое может быть, если в далеких 20-х годах прошлого века появились Гран-при Франции, Италии, Бельгии... На это есть ответ. И в свою очередь он также будет адекватным. Дело в том, что еще в те далекие времена сложилась традиция называть один из этапов чемпионата Европы (о мировом чемпионате еще никто и не думал) "Гран-при Европы". Так 9 сентября 1923 года в Монце состоялся этап с двумя названиями: "Гран-при Европы" и "Гран-при Италии". Таких смешанных этапов в дальнейшем будет множество. Еще до Второй мировой войны такие гонки прошли в Лионе, дважды в Спа, еще дважды в Монце и испанской Ласарте. Первым победителем такого смешанного этапа в 1923 году стал Карло Саламано на Фиате, ну а наиболее успешным пилотом в довоенный период стал нам хорошо известный Луи Широн, который победил в 1928 и 1930 годах.

После окончания военных действий гонки возобновились и устоявшиеся традиции "Гран-при Европы" также сохранились. В 1947 году такой этап вернулся в Спа, затем заехал в Швейцарию, Италию и в 1950 году посетил... Сильверстоун. Да, тот самый исторический этап Формулы-1 был не только "Гран-при Великобритании". Для формальности можно сказать, что первым победителем европейского Гран-при стал Джузеппе Фарина, в то время, когда Фанхио улетел в стог сена, и во многом благодаря этому первым чемпионом мира стал итальянец. Но все же, более подробно описывать эту страницы истории не будем. Будут у нас еще европейские этапы, где можно будет рассказать о тех или иных гонках. Последний такой этап прошел на все том же Сильверстоуне в 1977 году - до этого он побывал во Франции, Бельгии, Германии, Монако, Италии, Голландии и Австрии, не считая нескольких этапов в Британии, - и запомнился первым в истории турбонаддувом на машине Рено и дебютом Жиля Вильнёва.

Палочка-выручалочка

В 1978 году началась новая история Гран-при Европы - традицию отменили. Но долго без этой гонки обойтись не смогли, поскольку нужно было кому-то приходить на помощь Берни Экклстоуну. Дело в том, что в 1983 году планировался этап в Нью-Йорке - третий этап на территории США в том году!, - но за три месяца до старта планы обрушились, и образовалась брешь в календаре. Что делать? На помощь пришли британцы. Тогда у них действовал принцип ротации: то Брэндс-Хетч принимал этап, то Сильверстоун. В том году Гран-при Великобритании гостил на Сильверстоуне, а вот второй по значимости трек стоял без дела, но был полностью готов войти в историю - на Брэндс-Хетче впервые был проведен настоящий Гран-при Европы без каких-либо оговорок.

Первый в истории Гран-при Европы мог стать триумфальным для Алена Проста. Это был предпоследний этап в календаре и молодой еще профессор мог оформить свое первое чемпионство - он опережал Пике на 5 очков и при определенных обстоятельствах мог увеличить отрыв до 10 очков. Увы для него и к счастью для Пике, этап закончился победой бразильца.

В 1984 году этап обязан был переехать - наступала очередь Брэндс-Хетча принимать Гран-при Великобритании. И тут на помощь пришел новенький перестроенный автодром в Нюрбурге. Зюдшляйфе была реконструирована, и уже не было необходимости (к большому сожалению почитателей старой доброй Формулы-1) ездить по "Зеленому аду". Весной компания Мерседес организовала гонку в честь открытия автодрома. Тогда победу одержал Айртон Сенна, а осенью, на Гран-при Европы, лучшим оказался его будущий злейший враг и друг - Прост. А вот в гонке состоялось маленькое историческое событие. Микель Альборето и Нельсон Пике показали одинаковое время своего быстрейшего круга в гонке - 1:23,146. Еще интересно то, что сделали они это на одном и том же круге, словно на буксире кто-то кого-то вез. До этого уже был подобный случай, но на Гран-при Австрии 1970 года, когда одинаковое время показали Жаки Икс и Клай Регаццони, хронометраж производился лишь до второго знака после запятой. Так что, уникальность можно причислить именно "европейскому" этапу.

Борьба вплоть до опускания на дно

В 1985 году Брэндс-Хетч вновь стал доступен, и на нем команда Уильямс провела мастер-класс с маленькой буквы. Айртон Сенна на Лотусе стартовал с первого места - он был ни на Уильямс, ни на Макларен, но в том году добыл восемь поулов! - но победить было не суждено. Кеке Росберг, напарник Найджела Мэнселла в команде Уильямс, после инцидента на старте потерял вагон и маленькую тележку времени и скатился вглубь пелотона. Но он стал полезен команде - притормозил и начал сдерживать Айртона, который был в лидерах. Делал он эта так умело, что через несколько кругов бразильца догнал Мэнселл и обошел его. В наше время за такие действия кругового ждала бы дисквалификация…

В 1986 году пришел новый этап в Венгрии и Гран-при Европы был отменен до лучших времен. А они наступили в 1993 году, когда организаторы еще одного японского этапа (Гран-при Азии) не смогли подготовиться к гонке. И снова брешь в календаре закрыл Гран-при Европы. На этот раз гонка прошла в Донингтоне и теперь наступила очередь показать мастер-класс с большой буквы Айртону Сенне. Волшебник стартовал четвертым, но закончил первый круг на первом месте и начал уплывать от своих конкурентов. Равных Сенне в той дождевой гонке и близко не оказалось.

Следующий Гран-при Европы принял Херес, затем этап на два года вернулся на Нюрбургринг, а в 1997 году в Хересе состоялся, пожалуй, самый знаменитый большой приз Европы. Гонка стала кульминацией разборок Вильнёва-младшего и Шумахера-старшего в чемпионате. Началось все с того, что в квалификации лучшие три пилота показали одинаковый результат, а закончилось все столкновением Жака и Михаэля на 47-м круге, чемпионством канадца и первой победой в карьере Мики Хаккинена. Но об этой гонке вскоре последует подробный рассказ. В 1998 году календарь чемпионата мира остался без Гран-при Европы, но в следующем году этап вернулся и принял его старый добрый Нюрбургринг. В Англии в те времена начались проблемы с Сильверстоуном, так что дарить островитянам еще одну гонку не было смысла, а вот в Германии все было прекрасно. Интерес к автоспорту был очень высоким - Михаэль Шумахер зазывал на трибуны толпы болельщиков, что было важно, в первую очередь, для Берни, та и треки были в отличном состоянии.

На пике популярности

Нюрбургринг принимал этап до 2007 года и увидел очень многое на своем коротком веку. В 1999 году подиум был крайне оригинальным и, возможно, неповторимым. Первые три места в гонке заняли пилоты команд, которые принадлежали чемпионам мира: Херберт (Стюарт), Трулли (Прост), Баррикелло (Стюарт). И все это за три этапа до финиша жаркого чемпионата - Хаккинен смог выплыть только пятым, а Ирвайн даже в очки не попал. Ну а дальше сбылись мечты местных поклонников автоспорта - 4 победы Шумахера (всего у него шесть побед на ГП Европы) и одна у его младшего брата. Идилию смогли прервать Рубенс Баррикелло и Фернандо Алонсо. Испанец здесь побеждал в 2005 и 2007 годах, но запомнились эти Гран-при далеко не этим.

В 2005 году Кими Райкконен уходил на последний круг лидером. Его машину страшно трясло - уже несколько кругов подряд гайка на колесе все более расшатывалась, но команда решила рискнуть и получила в итоге баранку. Перед первым поворотом подвеска на Макларене буквально взорвалась, и Кими на бешеной скорости улетел в зону безопасности первого поворота. Туда, где через два года станет звездой Льюис Хэмильтон. Гонка началась в страшный ливень и первый поворот превратился в бассейн. Там уплывали с трассы многие пилоты. В том числе был и дебютант сезона, который немного постоял в гравии, а затем в гонку его вернул... трактор. Несколько лет назад стюарды гонки вытолкали машину Шумахера на трассу, за что потом на него навалилось куча критики, а вот Льюис избрал более оригинальный вариант. Был еще один герой той гонки. Маркус Винкельхок после прогревочного  круга заехал на пит-стоп за дождевой резиной и через два круга, когда на пит заехали все остальные пилоты, оказался в лидерах. Звездный час длился всего лишь круг, а на 13-м Маркус сошел из-за отказа гидравлики.

В 2008 году этап приняла Валенсия. И тут тоже вышла история та еще. В 1999 году неподалеку от города был построен автодром им. Рикардо Тормо, но он не подошел для Формулы-1. Длину трассы надо было увеличить, но был найден другой путь - городская гонка. Даже не надо говорить, кто взялся за разработку трассы - его фамилию знают все интересующиеся Формулой-1. Место для трассы было выбрано оригинальное - вокруг бухты. Изначально все выглядело прекрасно - широкая трасса, мост, скоростные прямые, острые повороты, доки, яхты. Гонщики, когда впервые посмотрели на конфигурацию, отозвались о ней хорошо. А потом наступила гонка, а через год еще одна. Нельзя сказать, что это были сверхинтересные битвы, но в этом году все может измениться.

Компания Бриджстоун, которая доживает в Ф-1 свои последние месяцы, говорит о том, что трек еще более агрессивен, чем в Канаде. Все помнят, что было на гонке в Монреале - есть надежда, что валенсийцы таки увидят интересную гонку. Сейчас в Испании автогоночный бум (совсем недавно в провинции Наварра был построен еще один автодром) и зрителей должно быть много. Это хорошо, но где-то также можно охарактеризовать гонку в Будапеште - неинтересно, но выгодно.

Гран-при Европы. Статистика:

Количество кругов - 57
Длина круга - 5,419 км
Рекорд круга в гонке - 1:38,683 Тимо Глок (2009)

Победители последнего десятилетия:

2000 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2001 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2002 - Рубенс Баррикелло (Феррари)
2003 - Ральф Шумахер (Уильямс)
2004 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2005 - Фернандо Алонсо (Рено)
2006 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2007 - Фернандо Алонсо (Макларен)
2008 - Фелипе Масса (Феррари)
2009 - Рубенс Баррикелло (Браун)

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK