Гендлин: в любительском боксе трудно говорить о честном судействе
- Как вы оцениваете действия AIBA на каноническом пространстве профессионального бокса? Прошел первый сезон серии WSB. Трудно признать его успешным , но и провальным тоже не назовешь. Как бы там ни было, AIBA пытается все глубже проникнуть и закрепиться на чужом рынке. Ваше отношение к агрессивной и последовательной экспансии "любителей" на сопредельной территории?
- Я отношусь к этому как к попытке открыть новую торговую точку на улице где уже давным-давно, десятки лет как сложились достаточно крепкие, устоявшиеся отношения между местным населением и несколькими старыми и привычными магазинами. Нелепая затея. Ничего у них не получится. Это понятно абсолютно всем, кто хоть что-нибудь понимает в профессиональном боксе и знает нынешнее катастрофическое положение в боксе любительском. И потом, успех любого начинания зависит от незамысловатого, но главного вопроса: Зачем? Благо если бы они это делали ради бокса. Ничего подобного. Все ведь ясно, как в Божий день. Они, функционеры AIBA, делают это исключительно ради денег. Естественно, что любительские бокс, в том виде до которого эти господа сами же его и довели за последние четверть века, никому не интересен, а стало быть, и стоит "пятак в базарный день". Но жить-то хочется, а, как говорится, "глаза завидущие", и вот теперь эти самые ребята решили поиметь денег на уже давно сложившемся рынке. Повторяю, у этих смешных поползновений нет никаких мотивов кроме чисто экономических.
- Я всегда об этом говорил. Такое нелепое у них представлен о боксе и в целом об олимпийском спорте. Действительно вся эта сомнительная атмосфера, все эти проблемы с правилами, судейством во многом вызвана тем, что уже давно к руководству любительским боксом пришли люди, мягко говоря, не очень компетентные. Возьмем ставшую притчей во языцех проблему судейства. Надо сказать, что эта проблема возникла еще до прихода всех этих господ типа Чаудри, или кто там сегодня руководит AIBA, но в прежние годы проблемы судейства носили откровенно политический характер, потому, что вопрос национального престижа, в борьбе противоборствующих политических систем стоял на первом месте, и ради этого можно было на многое пойти. И все это происходило независимо от уровня соревнований. Как только в соревнования вмешивались соображения национального, государственного, республиканского, регионального и т.д. престижа о честном судействе говорить было затруднительно.
И сорок, и тридцать лет назад давили на судей, "прикармливали" их, "работали" с руководством международных спортивных организаций, в общем, уже тогда существовала вся эта отлаженная и скверно пахнущая технология. В результате любительский бокс перманентно сотрясался от всевозможных судейских скандалов, самым громким из которых стал случай совершенно беззастенчивого ограбления Роя Джонса в финале сеульского олимпийского турнира. Да что там говорить, таких случаев накопилось едва ли не сотни. Так что, проблема судейства досталась нынешним функционерам, что называется, "по наследству". И едва ли она искоренима. Это своеобразный генетический дефект, родовое пятно олимпийского бокса. Конечно, и на профессиональном ринге нередко приходится наблюдать случаи возмутительного судейского бандитизма, но в профессиональном боксе эта проблемы не так остра. Надо понимать, что это неизбежно для тех видов спорта где судейский вердикт зависит от субъективных оценочных суждений, а не от таких объективных критериев как время и пространство. К тому же, профессиональный бокс все еще очень зрелищный вид спорта, чему не в последнюю очередь способствует такой важный и надежный регулятор, как телевидение. Если бы качество бокса и уровень судейской предвзятости приблизился к "красной зоне", (как это давно произошло в боксе любительском) мгновенно бы упали телевизионные рейтинги. А, как всем понятно, телевидение - основной источник всех финансовых поступлений в профессиональном боксе, его Эльдорадо.
- В своих репортажах и комментариях вы не раз говорили о том затяжном кризисе в котором в последние годы находится и профессиональный бокс.
- Как ни странно, наблюдается известная аналогия с "любителями". В профессиональном боксе к руководству разных организаций и версий все чаще стали приходить люди далекие от понимания бокса, бизнесмены со стороны и, естественно, они нередко демонстрируют свой уровень некомпетентности. Причин кризиса много, падает уровень судейского корпуса, все меньше становится настоящих тренеров-энтузиастов, таких какими еще недавно были Кас Д'амато, Анджело Данди и другие представители старой доброй романтической школы. Не хватает суперзвезд первой величины. Не может не настораживать, что большинство современных звезд уже в конце своего пути, всем им за тридцать: и Мейвезеру, и Паккьяо, и Мартинесу, и братьям Кличко. Впрочем так уже бывало и прежде. Кто знает, может быть уже на подходе новая генерация великих бойцов, которая посрамит наш нынешний скептицизм.
Но если честно, как ни крути, мир бокса стал слишком уж сухим и рациональным. Нельзя исключить, что сегодняшний кризис носит системный характер, слишком много негативных факторов влияет на бокс, вплоть до всей этой нелепой моды на политкорректность, ну, например, какое-то нарочитое внедрение в мир бокса женщин-промоутеров, женщин-менеджеров, женщин-судей, женщин-рефери, женщин-функционеров. Я не против женщин, но когда происходящие процессы искусственны и неорганичны, все это не идет на пользу боксу. Кроме того, последние годы отмечены появлением большого числа относительно новых конкурирующих видов спорта, которые оттягивают от бокса некоторую часть традиционно боксерского "материала". Так все и происходит, одно накладывается на другое.
- Многие говорили и говорят об этом. Только никто не предлагает ничего конкретного и по-настоящему стоящего. Не все так просто, как кажется со стороны. Система профессионального бокса складывалась больше ста лет. И при всей кажущейся запутанности и аморфности до сих действует достаточно эффективно и надежно. Лучше пока никто не придумал. А кризисные явления, скорее всего вызваны изменением социального, культурного и экономического контекста в который неизбежно вписан мировой бокс. Мне думается, что многократно испытанная система профессионального бокса достаточно жизнеспособна и в ближайшее время сумеет адаптироваться и ответить на вызовы, которые поставлены современной жизнью.