Тактика-2010/11: что нового?

2011 г., 14 июня, 18:08
Чем ближе ты находишься к большой картине, тем тяжелее ее рассмотреть целиком одновременно... После чрезмерно осторожного и дотошного Интера, который выиграл Лигу чемпионов и чемпионата мира, который отнюдь не подарил захватывающего зрелища, могло показаться, что футбол входит в новую эру и становится еще более скучным.

Тактическое обозрение сезона 2010/11: что нового?Но это не есть так. Как и в 2004-м году, когда Порту выиграл Лигу чемпионов, а сборная Греции стала победителем Евро, показалось, что из этих событий сделаны правильные выводы, и уроки были учтены с началом нового сезона. Вполне возможно, как сказал Хорхе Вальдано, это все из-за телевизионной эры в футболе, когда футбольные клубы фактически обязаны удовлетворять свою аудиторию смесью хлеба и зрелищ.

Уже довольно долго можно заметить тот разрыв, который образовался между качеством и зрелищем клубного футбола и футбола на уровне сборных, хотя и последний все еще собирает большую аудиторию. Футбол стал более систематическим, он не заключается в индивидуальностях. Это означает, что игроки должны обладать колоссальным взаимопониманием, дабы убедиться, что если один из них пойдет в атаку, то другой обязательно его прикроет; они должны знать, кто и куда переместится в той или иной ситуации. Именно это взаимопонимание позволяет им выстраивать свои непроходимые редуты и взламывать чужие.

На уровне сборных в распоряжении тренеров попросту нет времени, чтобы генерировать такой уровень взаимопонимания. Наставники – если это только не Марсело Бьелса – становятся более осторожными. Фактически запереть игрока на своей половине поля значительно легче, чем научить его перекрывать необходимые зоны, если его партнер по команде бросится в атаку. Результатом этого и стала масса сборных, которые состоят из 6-7-ми исполнителей, располагающихся ближе к своим воротам, и максимум четырьмя отнюдь не ярко выраженными игроками атаки. И лишь Испания не играла подобным образом. Хотя скорее это было вызвано большим количеством игроков Барселоны с ее остроатакующим футболом. Но и им в такой ситуации было тяжеловато продираться сквозь защитные построения соперников.

Начало нового сезона было чем-то вроде глотка свежего воздуха, например, в той же Англии, где даже новички Премьер-лиги демонстрировали увлекательный футбол. Это, кстати, отнюдь не исключение из правил, а тенденция последних лет: с 2005 года суммарное количество голов, забитых командами, которые понизились в классе, составляло соответственно 85, 95, 107, 104, 110 и, наконец, 135. И, тем не менее, Блэкпул стал настоящим открытием со своей привлекательной игрой. И пускай их журили за откровенно провальную игру в обороне – не в этом была суть.

Схема Блэкпула 4-3-3 с буквально распиливающим диагональные пасы Чарли Адамом в центре поля была очень эффективна. Их стиль игры был настоящим откровением для соперников и принес на старте сезона такое количество очков, на которое сами Мандаринки наверняка не надеялись. Ни одна команда со времен основания Премьер-лиги (в 1992-м году - прим. iSport.ua), которая впоследствии вылетела, не забивала такое количество мячей, а именно 55. Лишь в сезоне 1992-1993 Миддлсбро удалось забить более полусотни голов, но на это у них было на четыре матча больше. Да и разница мячей Блэкпула (-23) не является катастрофичной – в сезоне 2005-2006 у шестерых команд этот показатель был хуже.

Позже соперники нашли противоядие такой манере игры Мандариновых, что вкупе с травмами и дисквалификациями, которые ударили по и без того скудному составу команды, привело к вылету. И, тем не менее, до начала сезона специалисты прогнозировали Блэкпулу едва ли не вдвое меньшее количество очков, чем те заработали. Подход Иана Холлоуэя был необычным и неожиданным, что едва и не дало результат. Он решил не отказываться от атакующей игры (которую его команда демонстрировала до самого последнего тура), приносящую Блэкпулу результат в ущерб тактике большинства тренеров, которые повышаются в классе и пытаются делать все как можно проще, не стесняясь играть на максимум 1:0. Судя по тому, что в подобном ключе начали сезон и Ньюкасл с Вест Бромвичем, есть надежда, что пример Блэкпула будет унаследован другими командами, переходящими в Премьер-лигу.

Еще одной примечательной чертой минувшего сезона стала наглядность эффективности позиции на поле, которую принято называть "ложной девяткой". И здесь примером для подражания стал Лионель Месси, который, несмотря на позицию форварда, не гнушался возвращаться ближе к полузащите, чтобы освободить зоны для атаки партнерам по команде, не раз выводя их на ударные позиции. Интерпретация Карлоса Тевеса этой позиции была несколько иной, но суть оставалась той же.

Также все чаще наставники команд в своих схемах начинают использовать инвертированных вингеров. Суть игры футболистов данного типа сводится к тому, что такой вингер играет, естественно, на фланге, но при каждом удобном случае врывается на позицию форварда. Процесс задействования игроков такого типа также был планомерным и стал результатом использования правоногих полузащитников на левом фланге и наоборот. Наиболее ярким примером такого типа игрока может служить Халк из Порту, который ранее был типичным форвардом, но Андре Виллаш-Боаш чаще всего ставит его на правый фланг. При этом бразилец играет в линии атаки с классическим бомбардиром, но следует ожидать, что такие игроки буду действовать с "ложными девятками". Логика в этом случае проста – инвертированные вингеры как раз и будут врываться в зоны, которые своими перемещениями назад будет создавать такой форвард, при этом активно взаимодействуя с вингерами.

Еще одним моментом, который сложно было не заметить, стало возвращение Уэйна Руни на позицию второго форварда. Думается, для него не было бы проблемой сыграть "ложную девятку" (благодаря его умению уходить из острия атаки в глубину поля в том числе), однако он исполняет фактически исчезающую роль, чем доказывает, что схема 4-4-2 все еще может быть использована на наиболее высоком уровне. Эту же систему можно трактовать и как 4-4-1-1, где Руни и действует на позиции реверсного либеро, наделенный функциями, которые скорее позволяют ему уходить с передней линии в поисках мяча и пространства, а не просто поддерживать атаку вторым темпом. Остается выяснить, смогут ли другие игроки подражать Руни, или же он останется единственным в своем роде игроком с такими полномочиями. При этом использование форварда подобного типа, который также является наладчиком игры в атаке, смотрится довольно логично в плане использования широко играющих нападающих.

В этом сезоне также можно было лицезреть эксперимент в исполнении Сандерленда и Ливерпуля с использованием трех центральных защитников. Пускай, оный совершался в свете неких обстоятельств и, тем не менее, это свидетельствует о возрастающей тактической гибкости команд АПЛ. В Италии же Наполи наглядно продемонстрировал насколько эффективными могут быть вингбеки против команд, который играют прямолинейно и с упором на центр поля (как и играет большинство команд в Серии А). А позорный вылет Интера в Лиге чемпионов от Шальке, с крайками в лице Ачуто Учиды и Ханса Сарпея в составе последнего, игра которых стала откровением для итальянцев, наверняка поспособствует тому, что апеннинцы наконец отступят от своих традиционных принципов видения игры и начнут смотреть более прогрессивно.

И все же на самом высоком уровне этот сезон запомнился двумя фактами: клубный футбол вновь продемонстрировал свое тотальное превосходство, а использование игрока с функциями "ложной девятки" - не просто дань моде, а главная тенденция современной игры.

Использованы фото Google, Getty Images и Reuters

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK