Александр Савицкий: "Историческую шайбу храню дома в сейфе"
В бытность игроком наш герой забросил историческую первую шайбу сборной Украины в официальных матчах, а сегодня сам заступил на тренерскую вахту главной команды страны. Своим подопечным Александр САВИЦКИЙ передаст все лучшее, что почерпнул у Анатолия Богданова и Александра Сеуканда - в Соколе, у Виктора Тихонова - в ЦСКА, у Юрия Моисеева - в Ак Барсе.
Известный в прошлом защитник, а ныне главный тренер сборной Украины поговорил с "КОМАНДОЙ" не только на актуальную тему дебюта в главной команде страны, но и вспомнил яркие фрагменты своей игровой карьеры.
- Александр Валерьевич, в пятницу сборная Украины под вашим руководством начинает соревновательную программу на этапе Еврочеллендж в Румынии. Заметен выбранный вами курс на омоложение состава: в команде нет легионеров из России и Белоруссии, а половина игроков дебютирует за сборную.
- На данном этапе более целесообразно просмотреть на международном турнире новичков, нежели выдергивать из иностранных клубов проверенных мастеров. А вот на олимпийскую квалификацию в Японии и чемпионат мира, который состоится в апреле, расширим круг кандидатов за счет новых старых имен.
- В сборной довольно много игроков из Кременчуга, где вы также работаете в качестве генерального менеджера.
- Намек понял. Одно скажу точно: тренер себе не враг, поэтому вызываться в команду будут те хоккеисты, которые лучше готовы на период того или иного официального соревнования. В ребятах из Кременчуга я уверен! Они будут полностью отдаваться игре, если надо, бросаться под шайбу и выполнять все установки тренерского штаба. Сейчас у них есть очень хороший шанс получить международный опыт, чтобы в будущем приносить пользу сборной Украины.
- Все хоккеисты, которых вы пригласили на Еврочеллендж, в обойме?
- По разным причинам остались за бортом сборной Дмитрий Нименко, Виталий Доника, Сергей Черненко, Георгий Кича, Никита Буценко, Павел Таран. Кто травмировался, кто не в лучшей форме, есть также сложности с визами.
- Какой стиль будете прививать своим подопечным?
- Современный! Полагаю, нужно проявлять гибкость и действовать на льду ситуативно: когда необходимо, сыграть агрессивно в тело, в давление или откат. Если хватит опыта и умения, то подержим шайбу.
- Вы автор первой заброшенной шайбы сборной Украины в ворота Казахстана (4:5) в 1992 году! Сохранили раритет?
- Конечно! Кстати, помню тот курьезный гол: вратарь соперника отбил шайбу на пятачок, а я как раз подкатил туда на добивание, где из неудобного положения ткнул клюшкой вперед и забил. Шайба по замысловатой траектории перелетела через вратаря. После гола судьи подъехали и вручили каучуковый диск на память. Сейчас храню шайбу дома в сейфе (улыбается). Мы хоть и уступили в том поединке, зато выиграли квалификационный турнир у Белоруссии и Казахстана, впервые завоевав место в группе C чемпионата мира.
Эмоции на глазах у Кличко
- Что скажете игрокам перед первым матчем в качестве наставника?
- Посмотрим. Мой первый тренер Юрий Сапетный еще в детских командах настраивал ребят песнями Владимира Высоцкого, и это действовало. Парни заводились и побеждали в принципиальных встречах. Можно и другим способом мотивировать. Однажды перед чемпионатом мира в Германии в раздевалку нашей сборной заглянул Виталий Кличко. Мы тогда неважно провели один из периодов товарищеской встречи с Германией, и между игроком и тренером разгорелся спор на повышенных тонах. В общем, боксер отметил, какая живая у нас раздевалка и как бурлящие эмоции подчеркивают рабочую обстановку. Кличко понравилось (смеется), а мне этот эпизод запомнился, ведь мы тогда немцев победили.
- Если позволите, перенесемся в ваше детство. Как нынешний наставник сборной Украины пришел в хоккей?
- С первой попытки записаться в хоккеисты мне не удалось, потому как набора моего возраста не было, и я полгода занимался фигурным катанием. Но спустя некоторое время в среднюю школу №204 пришел тренер Юрий Сапетный и объявил, что приглашает в секцию всех желающих второклассников (ребята 1971 года рождения). На Льдинке тогда было "окно" в первой половине дня, и Сапетный не случайно остановил свой выбор на нашей школе в Дарнице, ведь уроки у нас начинались днем (в два часа), а утром дети могли гонять шайбу. Я прозанимался в школе Льдинка три года.
- Юрий Сапетный изначально лепил из вас защитника?
- Нет, где-то до седьмого класса я играл в центре нападения и только потом, когда нашу группу перевели на Сокол под начало Вячеслава Соколова (в связи с введением в эксплуатацию в начале 80-х ледового дворца по улице Мельникова), переквалифицировался в защитника.
- Когда впервые получили деньги за игру в хоккей?
- Если не ошибаюсь, осенью 1987 года. Тогда я учился в десятом классе и параллельно выступал за ШВСМ. Нас оформили на завод Арсенал, где мы числились инструкторами по спорту. Как водится, первую зарплату отдал родителям. Разве что пару рублей себе оставил на конфеты (улыбается).
На службе в армии строил спортгородки
- В армии служили?
- Естественно! Сначала меня направили в учебку в Харьков, где прошел подготовку, пострелял из автомата Калашникова. Правда, давали всего по три патрона... Потом принял присягу, и где-то через 10 дней меня отправили служить в Севастополь, в воинскую часть противовоздушной обороны.
- Долго оставались вне хоккея?
- Совсем нет. В Крыму прослужил пару недель, и меня откомандировали обратно в Киев продолжать заниматься хоккеем. Так на протяжении двух лет я играл и одновременно проходил службу. С гордостью могу сказать, что за это время принимал посильное участие в строительстве спортивных городков в Запорожье и Севастополе.
- Какой момент был самым волнующим на начальном этапе карьеры?
- Дебют во взрослом хоккее! Помню, как тогдашний тренер ШВСМ Александр Сеуканд приехал за мной в школу на черной Волге и прямо с урока забрал на официальный матч. Наша команда тогда играла во Дворце спорта, и я испытал необычные чувства. Это был конец сезона, я заканчивал 10-й класс. А уже в начале следующего чемпионата состоялся мой дебют за Сокол в чемпионате СССР-1988/1989. Главный тренер Анатолий Богданов выпустил меня на третий период домашней встречи с минским Динамо, которую мы выиграли (4:2). Помню, как первый раз шайба попала ко мне после вбрасывания, а Юрий Шундров из ворот закричал: "Кати!" И я покатил...
150 процентов премии за минуту
- Так покатили, что вскоре пробились в юниорскую сборную СССР, а потом транзитом через Сокол достигли вершины в казанском Ак Барсе. В 1998 году вместе с земляком Юрием Гунько вы помогли казанцам впервые в истории выиграть российскую Суперлигу. Пир, наверное, закатили на всю Казань?
- Чего уж там, на весь мир (смеется). Нас ждало грандиозное чествование с вручением медалей в большом концертном зале, потом состоялся банкет с участием звезд эстрады. Помню, пела Татьяна Овсиенко. Праздновали по полной программе, а руководство щедро премировало нас за чемпионство. Изначально каждому из игроков обещали подарить новую модель джипа, однако на заводе что-то сорвалось, и нам заплатили наличными очень серьезные деньги. Наверное, даже больше, чем стоил тот современный автомобиль.
- Вы защищали цвета команд из Украины, России, Чехии, Словакии, Германии, Дании, Швеции и Белоруссии. Где платили наиболее щедро?
- Российские клубы в этом отношении дадут фору любому клубу Европы. Даже тогда нам по контракту выдавали квартиру и автомобиль безвозвратно! Правда, в Казани я жильем не обзавелся - Ак Барс предложил схему с выбором одной из пяти квартир в Киеве в обмен на казанскую. Я и согласился.
- Самый памятный гол забили за Ак Барс?
- Пожалуй. Но тут интересная предыстория. Все четыре года в Ак Барсе наша вторая пятерка действовала в одном сочетании: в защите Савицкий и Гунько, а в нападении Сарматин - Гарифуллин - Кудерметов. Как-то на один из нерядовых матчей Юра Гунько не вышел. Может, из-за травмы. Автоматом я также оказался среди запасных. И вот первый период подходит к концу, и у одного из защитников ломается лезвие. Счет 2:2. Меня выпускают на лед, и в первой же смене я забрасываю шайбу! Потом вышел еще раз, пока партнеру ремонтировали конек, а после перерыва главный тренер Юрий Моисеев усадил меня обратно в запас. До конца игры! Счет больше не изменился. И вот послематчевая процедура рукопожатия тренера с игроками, поздравления с победой, и 100 процентов премии. Когда же очередь дошла до меня, Юрий Иванович объявил мне 150 процентов премии. Так меня поощрили за две смены (примерно минута игрового времени. - Прим. авт.).
В Казани мы варнякали и ныли
- Чем еще вам памятен казанский этап карьеры?
- Основное - это знакомство и работа под руководством олимпийского чемпиона-1968 Юрия Моисеева. Те задания, которые игроки терпели и выполняли -- для меня показатель. Больше, чем в Казани, я нигде не потел.
- Что вы вкладываете в слово "терпели"?
- Если мы вышли из отпуска и собрались в конце июня, то следующий чистый выходной день был где-то 2-го или 3 ноября! При условии, что хорошо сыграем. Да, мы варнякали, ныли, тренировались по три раза в день, и так все четыре моих сезона в Ак Барсе. Только сейчас понимаю, насколько серьезная работа проводилась, и не напрасно. Еще нас объединяла крепкая дружба. Приятно, что некоторые ребята из того состава звонили мне, поздравляли с назначением в сборную Украины!
- Моисеев держал вас в ежовых рукавицах?
- Как сказать... Расслабляться не получалось - это точно. Был в Ак Барсе центрфорвард Дмитрий Ванясов, которого Моисеев хорошо знал еще по своему предыдущему клубу. Так тот на утренней тренировке дурака свалял, и Юрий Иванович "поощрил" его зимним катанием на естественном льду в минус 30 аж до вечерней тренировки. Где-то с часу дня до 17.00 на холоде Ванясов сам тренировался.
- Боюсь представить, как же в Ак Барсе штрафовали за опоздания.
- В таком случае администратор бежал в ЦУМ и покупал самые дорогие часы, какие только были в универмаге. Затем вручал их провинившемуся, а чек отдавал в бухгалтерию, и у игрока эту сумму потом высчитывали из зарплаты. Причем в магазин отправлялся еще один представитель команды, который проверял покупку администратора на предмет цены. Если бы купил дешевле, так же был бы "поощрен". В Казани Моисеев не наказывал, а "поощрял", чтобы вы понимали. Кстати, в положительную сторону тоже. Если человек сыграл самоотверженно, ему разбили лицо, а он с зашитой раной возвращался в игру, тренерский штаб отмечал его мужество: мог скостить провинность или вознаградить.
- В Соколе середины 80-х Анатолий Богданов делал упор на физподготовку и на сборах заставлял игроков чуть ли не ежедневно ездить по 50 километров на советских велосипедах. Что было необычного в Казани?
- Лыжные кроссы могу вспомнить. На базе по полтора часа в лесу ходили. Не забуду свой первый кросс. Мне тогда или смазку не ту подсунули, или я лыжи не смазал, но во время бега снег страшно налипал на лыжи, и я преодолевал маршрут с сугробами на ногах. Когда же пришел на финиш, то некоторые одноклубники уже на машинах, переодетые, уезжали домой на обед (смеется). Велосипеды в Соколе я тоже зацепил. Страшная штука. По крайней мере, для меня. Смешно, но на первом таком заезде у меня педаль отвалилась. К счастью, особо не журили. А как ветераны ездили - это вообще отдельный рассказ для книги (смеется).
- В том же Соколе тест Купера лучше других давался универсалу Андрею Овчинникову, который мог и в 10 минут уложиться. А кто на вашей памяти лучше всех бегал, прыгал и выполнял упражнения?
- С ходу могу вспомнить Виталика Литвиненко. Нельзя сказать, что он накачан, но жилистый мужчина. И штангу жал, как надо, и после отпуска пробегал дистанцию на время быстрее других, даже тех, кто тренировался.
- А кто в Кременчуге нынче самый ловкий и быстрый?
- Как по мне, выделяется нападающий Владислав Луговой. Сейчас он впервые вызван в сборную Украины. Бежит, прыгает, плавает, хоть на чемпионат мира отбирайся. Боюсь, чтобы легкоатлеты не перехватили его у нас (улыбается).
Савицкий не прочь вернуться на лед
- Вы упомянули Александра Сеуканда. По иронии судьбы именно заслуженный тренер Украины сейчас тренирует Льдинку-Компаньон, за которую выступает ваш 16-летний сын Никита.
- Никита недавно перенес операцию, поэтому только набирает форму и провел во взрослом чемпионате Украины всего несколько матчей. Кстати, он тоже действует на позиции защитника.
- Не обидно, что вам так и не удалось сыграть вместе?
- В любительской лиге в прошлом году мы выступали в одной паре. Может, еще получится сыграть на профессиональном уровне вместе...
- Позвольте, вы ведь давно закончили, и вам уже 44 года!
- Тот же Виталий Литвиненко и в 45 весь прошлый чемпионат отыграл, возвращение на лед 51-летнего Вячеслава Фетисова в матче КХЛ за ЦСКА также может служить примером. Я держу себя в форме, регулярно играю в хоккей с любителями. Если тренерский штаб Льдинки-Компаньона предложит мне заявиться за киевскую команду, то, может быть, мы еще и сыграем с Никитой вместе.
- Если бы и вашего отца Валерия Ивановича Савицкого пригласить на матч в качестве судьи-информатора со стажем...
- Это был бы идеальный расклад (улыбается), но пока таких разговоров не было. Поживем - увидим.