Волков: "Никто из героев Словении не имеет иммунитета на чемпионат мира"

2013 г., 23 сентября, 02:26
С Александром Волковым мы встретились утром после исторического триумфа сборной Украины в матче с итальянцами. Победа над Скуадрой Адзуррой гарантировала "желто-синим" выход на чемпионат мира - о таком результате перед выездом в Словению никто не мог даже мечтать. 

Волков выглядел прилично уставшим, но эту усталость в народе называют приятной. Волков был инициатором приглашения в Украину Майка Фрателло, он принимал на себя грады критических стрел, которые летели в сборную в последние годы, а теперь вполне может чувствовать себя победителем. Собственно, с оценки случившегося мы и начали беседу. 
 
- Александр Анатольевич, практически сутки прошли с момента завершения матча с Италией. Вы уже осмыслили то, что произошло вчера?
 
- Я думаю, сложно это оценить сразу. Мы как-то отвыкли от значительных прорывов. У нас мысли на уровне "Вот хоть как-то выйти в 12, как-то зацепиться". Три сезона всем казалось, что мы, с точки зрения сборной, идем по неправильному пути. Понятно, критика будет всегда - она нас подстегивает к работе.
 
Я прошел большую баскетбольную жизнь, прошел Майка Фрателло, многих великих тренеров. И я видел, что собой представляет наша сборная индивидуально, что ей нужно для успеха. Честно, сам сомневался, правильный ли это выбор - Майк Фрателло. Но то, как он работает, то, как команда прибавляла с Евробаскета-2011, где уже просматривались зубки, какие-то вещи, которых раньше не было... "Честно, сам сомневался, правильный ли это выбор - Майк Фрателло"Никто ведь не акцентировал внимание на том, что еще тогда мы проиграли сборной России на последних минутах. Проигрывали 20 очков, но достали и могли обыграть Словению. Уверенно справились с теми сборными, которые раньше обыгрывали не всегда - Болгарию и Бельгию. Конечно, была неудачная игра с грузинами, но это спорт. 
 
Для меня казалось, что мы уже нащупали что-то, хоть и не достигли результата. И следующий год, в квалификации, команда тяжело, но достаточно уверенно довела дело до выхода на Евробаскет, проиграв всего два матча Хорватии. Проиграв в борьбе. Я видел, что идет прогресс, рождение, нового духа, ментальности. В сборной началась конкуренция, люди начали расстраиваться от того, что не попадают в команду, возвращались на следующий год с серьезным настроем. 
 
В этом году нам действительно повезло с группой. Это действительно не группа, где играли Литва и Латвия - убийственно сложная. Тем не менее, все команды настроились на борьбу. Мы смогли вырвать первую игру, несмотря на неудачный старт, и позже начали набирать обороты. Я увидел, что у нас есть команда. Команда, в которой тренер доверяет игрокам, причем ребятам вроде Мишулы, Натяжко - парням, которые не имеют стабильной истории выступлений в клубах, грандиозных успехов, большой карьеры. Майк поверил в них, они поверили в себя, и команда начала играть лучше. Хорошим завершением первого этапа стала увереннейшая победа над сборной Великобритании - сборной, где есть тренер, игроки, способные решать вопросы. Британцы на этом турнире показали, что они достойны играть на Евробаскете - они были в шаге от выхода из группы! 
 
- И потом случился матч с Латвией...
 
- Знаете, перед игрой у меня были опасения. Я просто очень хорошо знаю латвийский баскетбол - он не изменился со времен СССР. Ни ментально, ни по стилю. Рижский ВЭФ играл так всю жизнь. Они могли устроить уникальную игру, обыграть ЦСКА, Будивельник, но потом проиграть решающий матч тому же минскому РТИ. Я очень боялся, потому что их стиль неудобен для системы Майка Фрателло. С его американским взглядом, ротационной защитой. 
 
Сыграло несколько факторов. С одной стороны, нестандартная, неудобная сборная Латвии. "Встреча с Сербией была уникальна в том плане, что команда показала свою способность игры на этом уровне. Я считаю, это был ключевой матч турнира с точки зрения роста сборной" С другой, эйфория нашей команды после уверенного выхода из группы. Некоторые ребята решили: раз прошли во второй раунд, значит, дальше все идет автоматически. А оно оказалось не автоматически - нужно добавлять усилие. Игра с Латвией прилично нас приземлила, эйфория быстренько прошла. 
 
Оставалось смотреть: это наше место в двенадцатке, или мы можем что-то больше? Нас ждали два матча с Сербией и Литвой, которые виделись непроходимыми. Но команда, тренерский штаб смогли раскрыть внутренний потенциал и совершили практически подвиг. Встреча с Сербией и вовсе была уникальна в том плане, что команда показала свою способность игры на этом уровне. Я считаю, это был ключевой матч турнира с точки зрения роста сборной. 
 
Игра с Литвой была практически равной, за минуту до конца мы проигрывали очко и имели шансы выйти вперед, но случился трехочковый Клейзы. Было, конечно, обидно, но литовцы нервничали, дергались, тот же Сабонис не был спокоен. Это радовало, потому как мы ушли от дружеско-снисходительного отношения "мол, ребята, давайте, попробуйте нас обыграть, далеко вам до нас". 
 
Мы попали в плей-офф. Конечно же, все считали, что и так задача выполнена, но некоторым захотелось медалей. Другие посчитали, что непопадание на ЧМ будет трагедией. Игра с Хорватией не пошла, скажем так. Команда удачно играла в защите и свою главную четверть, четвертую, мы отработали в защите намертво, в нападении не повезло. Видно, ребята вышли на такой уровень, где нужно было дать еще больше концентрации. У нас не хватало опыта в целом, а опыта игр на таком уровне не было вообще. Мы боролись, проиграли. Когда я пришел в раздевалку, увидел, что ребята очень расстроены. 
 
Мы смогли поломать самый главный стереотип. Знаете, для слабой команды любая победа - праздник. Проиграли - ну, ничего страшного. У сильной же команды победа не вызывает особых эмоций, в то время как поражение - сенсация. Ребята начали воспринимать поражения как сенсацию, а победы - как должное. Это показатель того, что команда выросла. 
 
Реально мы понимали, что проиграть Италии не можем. На потенциальный матч с Сербией у нас просто не было моральных и физических сил. Сербы провалили два матча подряд, а имея на день отдыха больше, они просто смели бы нас с паркета. Ребята, при тяжелой игре, при тяжелом графике, смогли переломить себя. "У сильной команды победа не вызывает особых эмоций, в то время как поражение - сенсация. Ребята начали воспринимать поражения как сенсацию, а победы - как должное. Это показатель того, что команда выросла". Это была вторая игра на турнире, где нужно было решить большой вопрос. 
 
Перед турниром я где-то ляпнул: "Задача-минимум - второй этап". И задумался: а какая задача-максимум? Решил, что попадание на чемпионат мира. Ребята выполнили задачу-максимум. 
 
Сегодня мы уже начинаем думать о чемпионате мира. Это стоит и организационных сил, и финансовых возможностей. Приезд именно в Испанию, в баскетбольную страну, где будет давление и журналистов, и телевидения - это будет огромный опыт для всех нас. Как по организации Евробаскета-2015, так и для ребят в плане развития их карьер. Вы же понимаете, что на чемпионате мира мы сможем сыграть и с Аргентиной, и с Бразилией, и с Америкой. Сейчас вот, например, все хотят, чтобы Дрим-Тим был у нас в группе. 
 
- Вы сами хотите?
 
- Конечно! Так получилось, что я лично, как баскетболист, не смог сыграть с Дрим-Тим из-за поражения хорватам в полуфинале Олимпиады в Барселоне. Это была моя мечта. После я закончил карьеру и этот момент хочется компенсировать хотя бы на таком уровне. 
 
- Вы всегда очень эмоционально поддерживали команду с трибуны. При этом, насколько часто по ходу турнира вы лично общались с ребятами?
 
- Когда я был игроком, мы не сильно любили приходы чиновников с рассказами о чем-либо. Это откровенно раздражало. Я никогда не вмешивался в управление командой, никогда не говорил, кого брать, кого не брать. Я приходил на тренировки, сидел в уголке, смотрел. После - да, оставался с Майком Фрателло, мы решали организационные вопросы. Я не ездил на турниры, кроме товарищеского матча против России. Это была последняя игра, состав на 90% сформирован, и я решил поехать, чтобы примерно понимать, чего нам ждать. Никогда перед игрой не приходил, не говорил пламенных речей. После игры - заходил в раздевалку, поздравлял, или поддерживал после поражений. 
 
- В этом году на Евробаскет не приехала группа опытных игроков. Как вы считаете, это не был ход тренерского штаба с прицелом на то, что условно есть главная звезда - тренер, а игроки - просто исполнители?
 
- Не думаю. Майк очень хотел видеть в команде Артура Дроздова. Он до конца боролся за Фесенко - он считает, что Кирилл талантливый парень. С Сережей Лищуком мы определились сразу: если есть желание, мотивация - поедет. Если нет - никаких претензий к нему быть не может, так как он отдал много лет сборной и элементарно не успевает восстановиться от сезона в Испании. Печеров был травмирован весь плей-офф, Кольченко - тоже травма. 
 
Майк очень хочет, чтобы в следующем году нам помог Алексей Лэнь. "Майк очень хочет, чтобы в следующем году нам помог Алексей Лэнь. И Слава Кравцов, и Майк, и, может быть, я, будучи в Америке, постараемся закрыть этот вопрос"И Слава Кравцов, который, я надеюсь, закрепится в Финиксе, и Майк, который будет рядом, и, может быть, я, будучи в Америке, постараемся закрыть этот вопрос. Надеемся, что Леша восстановится от травмы, хорошо начнет карьеру в НБА и займет свое место, получит минуты. Мы со своей стороны сделаем все, чтобы он играл в сборной.
 
Это не был запланированный ход - скорее вынужденная мера. Не случись этот вопрос с Дроздовым, у которого возникли проблемы со здоровьем, не связанные с баскетболом, я думаю, Артур нам помог бы здесь. Очень впечатляет всех тот факт, что Майк в трудные минуты доверяет игрокам скамейки, игрокам без опыта. Ротация в 10 человек фактически уникальна, потому как на таких турнирах играть десятью человеками очень непросто. Эта ротация, например, дала нам победу над Италией, когда физически мы их передавили, не имея суперигроков. 
 
- Эта команда видится сработанным механизмом, отлаженным, настоящей Командой. С другой стороны, есть группа опытных игроков, не приехавших на турнир. На ваш личный взгляд, как лучше быть с этим в 2014-м? Вызвать всех на сбор и смотреть в процессе или какие-то иные варианты?
 
- Во-первых, абсолютно правильно критикуют нас те, кто говорит, что Майк не приезжает в Украину по ходу сезона и не видит живьем чемпионата. В этом году, мы уже с ним об этом договорились, он 100% будет приезжать, 100% будет смотреть игроков, как они работают в клубах. 
 
- Вы приезд Фрателло сейчас гарантируете?
 
- Да.
 
Он должен видеть работу игроков, должны приезжать ассистенты, картина должна быть более ясная. У них огромный опыт, им достаточно тренировок, чтобы понять, кто чего стоит. Да, они смотрят видео, у них огромная видеотека, но видео - это не совсем то. Через интенсивный тренировочный сбор они определяют, кто готов, а кто нет. Даже фотографии смотрят: у кого горят глаза, у кого какое лицо! 
 
В этом году было отчислено очень много игроков из числа тех, которых я, например, видел явными кандидатами на попадание в финальный состав. Это все произошло абсолютно независимо от меня. У них свои критерии отбора и теперь стоит признать, что критерии работающие. Вы прекрасно знаете, о каких игроках постоянно спрашивали: "Зачем его берут в сборную?", но теперь в ключевых играх они выстрелили. Что можно сказать? Да ничего! 
 
Я сам удивлялся: почему не уделили внимания этому игроку, почему отчислили этого так быстро, а этого почему таскает столько лет? Эти вопросы возникали. Мой принцип таков: абсолютно не влезать в этот процесс. Но и со стороны не даю влезть никому. Поэтому тренеры взяли ответственность на себя.  "Абсолютно правильно критикуют нас те, кто говорит, что Майк не приезжает в Украину по ходу сезона и не видит живьем чемпионата"Им будет намного легче, они будут решать все гораздо быстрее, когда будут видеть игроков в процессе. Причем в еврокубках, в матчах плей-офф Суперлиги. Подобрать команду на чемпионат мира Майку будет непросто. 
 
Да, эта команда стала Командой, она сформировалась. Но игроки могут почувствовать, что у них нет конкуренции, что они себе сделали имя. В спорте же не бывает такого, что успех на одном турнире является автоматическим пропуском на другой. Необходимо доказывать каждый день. Обязательно появится тот, кто захочет занять место кого-то из этих ребят в следующем году. Игроки должны прежде всего четко определиться с тем, что они должны пахать в чемпионате, не отдавать инициативу американцам, выгрызать свои лидерские позиции и быть готовыми для больших турниров. У нас впереди их два - чемпионат мира и Евробаскет-2015. Из них могут вырости Олимпийские Игры - это следующий этап. Игроки не должны почевать на лаврах. Если они почувствуют, что они в сборной навсегда, они сделают большую ошибку. 
 
Ребята получат свои награды: со стороны прессы, со стороны болельщиков, со стороны государства. На этом черта. Следующий чемпионат мира - новый этап. Никто из тех, кто был героем в Словении, не будет иметь иммунитета для следующих матчей. Игроки не должны чувствовать за собой броню в сборной. Спорт так не строится. Баскетбол - уж точно. 
 
- Вы говорите о конкуренции. Но одно место в сборной пока выглядит забронированным - это место Пуха Джетера. Вы не планируете натурализовать еще одного игрока для создания конкуренции? Или просто потом не взять Джетера?

- Честно говоря, не думал об этом, но мы будем обсуждать этот вопрос. Вполне возможно. Некоторые команды имеют несколько натурализованных игроков и потом выбирают, кого из них использовать. Ничего такого в этом я не вижу. Джетер, несмотря на очень хорошую помощь от него сейчас, тоже не имеет иммунитета на следующий год. 
 
- Вчера в интервью вы сказали, что Майк Фрателло работает до 2015-го года. Как давно вы приняли это решение?
 
- В принципе, мы его брали с этой целью. У нас отношения на таком уровне, что мы не будем бегать друг за другом и кричать - ты выполнил контракт, а ты не выполнил. Есть базовая договоренность: она или продлевается по согласию сторон, либо не продлевается. Я не вижу никаких препятствий для того, чтобы Фрателло остался. И сам Майк настроен продолжать работу, и с нашей стороны было бы глупо отработать три сезона, попасть на ЧМ и закончить сотрудничество. Будем двигаться до 2015-го - здесь проблем нет. 
 
- "Следующий год пройдет под знаком чемпионата мира", - это еще одна ваша цитата. Что для этого будет делать федерация и конкретно вы?
 
- Прежде всего, надо быстро решить вопрос с Суперлигой. Есть определенная ситуация, которая до сих пор не разрешена. Есть нюансы, сложности, в отношениях внутри Суперлиги, но нужно, чтобы в кратчайшие сроки все это преобразилось и стало выполнять свои функции. 
 
Естественно, мы будем разговаривать с президентами клубов. Чтобы они или просили, или даже требовали от тренеров команд, независимо от задач или национальной принадлежности тренера, делать акцент на наших потенциальных сборников. И ни в коем случае не должно быть такого, что если человек попадает в яму, он вообще не получает игрового времени, теряет уверенность. А затем штаб Фрателло в сжатые сроки вынужден восстанавливать игрока. 
 
Конечно, мы постараемся увеличить уровень популяризации баскетбола с точки зрения телевидения, медиа. Для этого есть хорошая база - удачное выступление сборной. Что касается длительного времени, то у нас, если мы берем мужской баскетбол, то мы дали прокол - в двух молодежных возрастах (U-20 и U-18) выпали в дивизион В.
 
Что получилось? Каждый год тренеры вывозили команды и они цеплялись за 12 лучших. Это считалось нормальным - ну, удержались же! В этом году поменялась система соревнований и мы упустили тот момент, что одна-две победы не гарантируют нам выживания. Надо быть в тонусе всегда. Команды же не провалили эти турниры - они играли, боролись. Как-то получилось так, что ключевые игры, не удались. У U-20 - в пятиминутке проиграли Хорватии, а на следующий день в раннем матче проиграли Швеции. Да, тактический просчет, но если пошло, нельзя сказать тренеру: "Отдай этот матч, а завтра выиграешь". Потом с чехами - не смогли. Боролись, вели, но проиграли. Это была баскетбольная неудача в чистом виде. 18-летние практически выигранный матч отдали Боснии. "Сейчас мы постараемся привезти в Украину оба чемпионата Европы по этим возрастам, сыграть где-то в регионах - отработать организационные моменты и обеспечить сборной поддержку. Мы планируем Харьков и Донецк, с точки зрения Евробаскета-2015"
 
Это очень больно и обидно, мы считаем, что это основной момент. Когда-то давно, еще не будучи президентом федерации, я общался с Валдисом Валтерсом, который сказал: "Я уделяю очень много времени сборным. Сборные - это основа развития всего баскетбола в стране. Если будешь заниматься, это важный момент". Мы уделили много внимания этому: расширили время подготовки, количество турниров, стараемся, чтобы сборные собирались во время сезона. Это наша главная задача, и очень обидно, что при этом команды вылетают. Поверьте, в Дивизионе В тоже очень серьезная конкуренция. 
 
Сейчас мы постараемся привезти в Украину оба чемпионата Европы по этим возрастам, сыграть где-то в регионах - отработать организационные моменты и обеспечить сборной поддержку. Мы планируем Харьков и Донецк, с точки зрения Евробаскета-2015. Чемпионат Европы U-16 в Киеве, считаю, прошел очень успешно. Нужно продолжить эту тенденцию. 
 
Это дает большой интерес. Даже для меня было очень интересно смотреть на этих ребят, еще неиспорченных деньгами, агентами. Практически детей! Они были на телевидении, играли не очень по-баскетбольному, корявенько, но всегда с огромным желанием, энтузиазмом, которое заслуживало уважения. Когда это показывали по ТВ, интернету, я себе представлял: 1-го сентября эти пацаны пойдут в школу. После того, как их показали по первому каналу, повесили их портреты в центре столицы, представляю, что они чувствуют, как им непросто. Это прекрасно, дает результат, дает родителям понимание того, что есть спорт, можно отдавать ребят в баскетбол. Люди задумаются, что есть путь, который может привести к успеху. И путь этот - баскетбол. 
 
- Возвращаясь к Суперлиге. Вы будете лоббировать ужесточение лимита?
 
- Есть определенные договоренности между клубами. Я буду лоббировать любой вариант компромисса. Конечно, я с одной стороны, президент федерации, с другой - президент клуба. Есть простой момент, проблема: интересы федерации, клубов и лиги часто расходятся очень сильно. То, что надо лиге - не интересно клубам. То, что идет от федерации - не устраивает лигу. Это нормально. Но это должно быть решено в нормальном переговорном процессе. Естественно, буду идти на компромиссы, чтобы не сломать, а улучшить Суперлигу. Чтобы мы вернулись на большой экран, было больше ажиотажа вокруг баскетбола. К сожалению, времени мало и нужно будет всем вместе найти способ, как решить. 
 
Думаю, вам кажется, что есть позиции: одни хотят пять легионеров, другие - четыре. Может быть, но этого не будет. Будет найден компромисс. С расчетом и на следующий год, и на ближайшее время.

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK