Топ-10 интриг стартующего сезона Формулы-1
Пандемия коронавируса изменила спортивный календарь до неузнаваемости, но жизнь постепенно возвращается в привычное русло и очередным шагом к этому станет старт сезона Формулы-1.
Как мы все помним, сезон должен был начаться еще 15 марта, но из-за пандемии коронавируса Гран-при Австралии отменили буквально в самый последний момент – за полтора часа до начала пятничных свободных заездов.
Если еще в марте мы предвкушали сезон с рекордными 22 гонками, то уже сейчас рады тому, что он вообще состоится. Рекордно поздно, лишь 5 июля, состоится первый Гран-при – гонки примет Австрия, которая первоначально в календаре стояла только 11-й.
Что же готовит нам этот сезон, за чем наблюдать и что особенного в нем будет? ISPORT.ua выделяет 10 главных интриг сезона.
Сколько этапов состоится в нынешнем сезоне?
Как уже упоминалось ранее, планировалось провести рекордные 22 Гран-при, но первые 10 из них уже отменены или перенесены. Пока в календаре только 8 летних этапов плюс есть гарантия декабрьских этапов в Бахрейне и Абу-Даби. Дальнейший календарь нам обещают в ближайшее время, но даже сами организаторы признаются, что 15-17 – это уже будет успех. Думаю, 15 гонок мы увидим – именно такой минимум прописан в контракте Liberty Media, чтобы рассчитывать на прибыль от телекомпаний. Чтобы чемпионат мира был действителен — нужно провести восемь Гран-при.
Опять же, планы строятся с расчета, что продолжающийся по всему миру коронавирус не помешает продолжению сезона. Хотя в этом и есть дополнительная интрига – каждая гонка сезона может стать последней, а цена ошибки становится очень высокой.
Пока все планы строятся в Европе, а на декабрь, но без дат, планируются две гонки на Ближнем Востоке. Под вопросом остаются этапы в Америке и Азии.
Увидим ли мы новые трассы?
Путаница с переносами и отменой Гран-при привела к тому, что организаторы всерьез рассматривают проведение гонок там, где их либо вообще не было, либо не было давно.
Сезон начнется двумя гонками в Австрии, причем вторая будет иметь название "Гран-при Штирии". Дальше гонщики отправятся в Венгрию, а затем сезон продолжится двумя этапами в Великобритании – вторая гонка в Сильверстоуне получила название Гран-при 70-летия. Испания, Бельгия и Италия закроют летнюю часть чемпионата.
Не исключено, после Монцы пройдут еще две гонки в Италии. Рассматривается возможность проведения Гран-при в Имоле и Муджелло. Последняя - это олдскульная трасса, которая принадлежит Феррари.
Кроме того, подготовку к Гран-при ведет автодром в португальском Альгарви, где ранее проходили тесты Ф-1, а в Германии готовы принять этап в Хоккенхайме.
Увидим ли мы зрителей на Гран-при?
Главный недостаток стартующей Формулы-1 - это отсутствие болельщиков на трибунах и в паддоке. Из-за пандемии коронавируса их присутствие на первых восьми этапах невозможно. Это заставило Liberty Media самим арендовать трассы, чтобы проводить гоночные уик-энды.
Впрочем, если ситуация будет позволять, то не исключено, что к концовке сезона зрителей в каком-то количестве начнут пускать на трибуны. Пока осторожно о готовности пустить болельщиков на трибуны заявляют в России, Бразилии и Абу-Даби.
Будут ли замены среди пилотов по ходу сезона?
Риск, что коронавирус повлияет на гонки по ходу сезона, никто не отменял, но Формула-1 разработала обширный протокол безопасности, надеясь, что он сработает.
Во-первых, из-за зараженного гонщика или сотрудника команды Гран-при отменятся не будет. Гонщика заменит резервный пилот, которые присутствуют в любой команде. Сотрудника заменить еще проще.
Количество работников команд сокращено до 80 и между командами общение сводится до минимума. Во время этапа все закрываются друг от друга, а находится можно либо на трассе, либо в отеле. При этом даже внутри команд идет разделение.
Также было разработано приложение для смартфона, которое в случае чего поможет отследить передвижения и контакты человека, если у него диагностируют коронавирус.
Кто станет чемпионом?
Главная интрига любого стартующего сезона – борьба за титул чемпиона. По всем предстартовым прогнозам борьба развернется между Льиюсом Хэмилтоном и Максом Ферстаппеном. Как показали февральские тесты, именно Mercedes и Red Bull сильнее других выглядят и их лидеры должны повести борьбу в личном зачете.
Льюис Хэмилтон - главный претендент на 7-й чемпионский титул, что позволит ему повторить легендарное достижение Михаэля Шумахера. Также британец находится немного позади Шумахера по количеству побед (84 против 91) и по количеству подиумов (151 против 155). Вопросы вызывает форма Льюиса, который перед стартом сезона, похоже, больше обеспокоен проблемами расизма – он выступил с несколькими заявлениями, прошелся маршем по Лондону, а также убедил команду сменить серебряную расцветку болида на черную.
Судя по тестам, машина RB16, сделанная под Ферстаппена, быстра и команда Кристиана Хорнера намерена бросить вызов действующим чемпионам мира. Сам Макс ставит цель – победу в чемпионате и заявляет об отличной форме, а команда искрит уверенностью, что собрала лучший болид с момента чемпионского 2013 года.
В последние два года в Австрии победу добывал именно Ферстаппен, так что есть все предпосылки победно стартовать и тем самым увеличить свою уверенность и попробовать надломить соперников.
Если говорить о напарниках, то Боттас заявляет о лучшей в карьере форме, а Албону прогнозируют борьбу за высокие места, но все же кажется, что их удел – борьба за третье место в личном зачете.
Кубок конструкторов: Mercedes vs Red Bull
Все указывает на то, что две команды будут бороться за Кубок конструкторов и у каждой есть свои преимущества. Обе команды были близки на предсезонных тестах, а к Австрии подготовили обновления.
Еще на тестах Mercedes представил революционную систему DAS, позволяющую пилоту рулем двигать вперед-назад, меняя угол развала-схождения колес. Еще весной такая система была на передних колесах, то к Австрии должна быть и на заднем мосту. В команде планируют сперва протестировать систему, после чего принимать решение о применении ее в сезоне. Конкуренты пока присматриваются, но возможность подачи протеста присутствует.
Работали в команде и над проблемами - за шесть дней тестов моторы немецкой компании отказали семь раз, но с этим, вроде как, успели справиться еще до Австралии. Хотя уже в Австрии появился слух, что у Mercedes возникли серьезные неполадки со спецификацией силовой установки и все моторы пришлось заменить. Не только у себя, но и у Racing Point с Williams.
В вопросе перегрева моторов - эту уязвимость машины должно решить топливо, разработанное вместе с партнерами из Petronas.
Что касается Red Bull, то еще в прошлом сезоне Honda наращивала эффективность своей силовой установки и под конец сезона практически сравнялась по мощности с моторами Mercedes. А к новому сезону японцы подготовили новую спецификацию двигателя, что добавляет им шансов.
Важно отметить, что шасси Mercedes и их соперников во многих областях отвечают разной философии, а значит, им будут подходить разные трассы. В Mercedes продолжают придерживаться философии низкой клиновидности шасси, что традиционно помогает им при прохождении медленных виражей. В Red Bull задняя часть их новой машины по-прежнему поднята над трассой гораздо больше передней, что лучше подходит для скоростных поворотов.
Также по-разному команды работают с резиной, но если раньше гонщики сами с командами выбирали количество комплектов шин того или иного состава, в этом году уже Pirelli выбрали число комплектов. В Австрии команды получат два комплекта шин Hard, три комплекта шин Medium и восемь комплектов шин Soft на каждого гонщика. Это почти самые мягкие комплекты шин, а как раз с работой с мягкими шинами и были проблемы у Mercedes.
Что ждать от Феттеля?
Еще в прошлом сезоне все наблюдали за внутренней борьбой Феттеля и Леклера в Ferrari, а теперь за Себом еще интереснее будет наблюдать.
Ожидалось, что он будет настраиваться серьезно на сезон, пытаясь продлить заканчивающийся контракт, но он сам объявил, что в конце сезона 2020 года покинет команду.
Дальше пошли трансферы. Скудерия подтвердила контракт на 2021 год с Карлосом Сайнсом, которого в McLaren заменит нынешний пилот Renault Даниэль Риккардо. А вот на освободившееся место якобы рассматриваются Феттель, Боттас, Алонсо и молодые гонщики из Формулы-2. Французская команда не спешит с заменой. Это означает, что в начале чемпионата у нас будет три пилота, которые уже знают, что после его завершения они уйдут из нынешних команд.
Сейчас интрига в том, как поведет себя на трассе Феттель. Будет ли он биться в каждой гонке, будет ли поддерживать командную стратегию или ездить сам по себе. Будет ли пытаться выбить хороший контракт в другой команде (есть слухи о его переходе в Mercedes) или же он решит уйти (сделать паузу)?
Борьба за третье место в Кубке конструкторов?
Тут ожидается борьба сразу четырех команд.
Ferrari не впечатлила во время февральских тестов, после чего в команде было принято решение о смене направления развития. Обновление команда привезет лишь на третью гонку сезона в Венгрии, а в Австрии будет та же машина, которая планировалась в Австралии. В сумме с неопределенностью с Феттелем команда не то, что не будет бороться с лидерами на длинной дистанции, но может и не удержатся на третьей позиции, подпустив конкурентов.
Неплохо на тестах смотрелась McLaren, но там из-за пандемии возникли серьезные финансовые проблемы. Команда объявила о сумасшедших убытках, была вынуждена сократить штат и взять кредит в размере 150 млн фунтов стерлингов у Национального банка Бахрейна, чтобы справится с финансовыми проблемами. Из-за этого обновлениям не было уделено достаточно времени и сил, а значит конкуренты могут уйти вперед.
Загадкой остается реальная скорость Renault. Боссы организации из Вири пообещали сразу три пакета обновления к старту сезона, а также отметили повысившуюся надежность французского болида. Учитывая, что в прошлом сезоне команда вела борьбу за 4-5 места, то в этом вполне можно рассчитывать на прогресс.
Скандальнее всего ситуация с Racing Point. Шасси RP20 вызвало неоднозначную реакцию в паддоке, поскольку команда просто-напросто скопировала машину Mercedes W10 прошлого года. Остальные команды подумывают подавать протест на нелегальность такого решения, но в регламенте подобных запретов нет. На тестах машины выглядели очень впечатляюще, но обновления готовятся только к середине сезона, так что прогресс конкурентов может не позволить Racing Point бороться за топ-3 Кубка конструкторов.
Борьба за контракты…
Большой вопрос, как будут выглядеть команды в следующем сезоне. Про трио Феттель – Сайнс – Риккардо мы поговорили выше. Точно останутся в своих командах Хэмилтон, Ферстаппен, Норрис, Окон и Перес. У Рассела есть контракт с Williams, но есть вероятность, что он заменит Боттаса, если тот не покажет себя хорошо в этом сезоне.
Остальные места в командах сейчас вакантны, а учитывая сокращенный сезон, времени показать себя становится меньше.
Есть еще вопрос, останется ли Кими Райкконен. По слухам, долгий карантин с семьей может подтолкнуть 40-летнего "Айсмена" объявить о том, что это его последний год в Ф-1. Кими может успеть побить рекорд Рубенса Баррикелло по количеству проведенных гонок. Их отделяет 10 стартов – 312 у Райкконена и 322 у Баррикелло.
На момент старта сезона составы команд выглядят следующим образом:
Mercedes. Льюис Хэмилтон (Великобритания), Валттери Боттас (Финляндия)
Red Bull. Макс Ферстаппен (Голландия), Алекс Элбон (Таиланд)
Ferrari. Себастьян Феттель (Германия), Шарль Леклер (Монако)
McLaren. Карлос Сайнс (Испания), Ландо Норрис (Великобритания)
Renault. Эстебан Окон (Франция), Даниэль Риккардо (Австралия)
Racing Point. Серхио Перес (Мексика), Лэнс Стролл (Канада)
Alfa Romeo. Кими Райкконен (Финляндия), Антонио Джовинацци (Италия)
AlphaTauri. Даниил Квят (Россия), Пьер Гасли (Франция)
Haas. Кевин Магнуссен (Дания), Ромен Грожан (Франция)
Williams. Джордж Расселл (Великобритания), Николя Латифи (Канада)
Что ожидать в Австрии?
Стартовая гонка в Австрии не станет определяющей, но может задать тон сезону. Последние два года тут выигрывает Ферстаппен, но в целом сезоны проходят под диктовку Mercedes.
В Австрии очень компактная трасса, состоящая из 10 поворотов, из которых три левых и семь правых. Хоть тут и много поворотов на такую короткую трассу, при этом больше половины дистанции гонщики проезжают с педалью в пол. Также стоит сказать, что это самая короткая трасса по времени – на один круг уходит около 64 секунд.
Трасса позволяет вести борьбу и тут есть места для обгонов. Множество поворотов – слепые, из-за чего пилоты часто допускают ошибки и выезжают за пределы трассы, а три зоны DRS кряду на коротких прямых лишь добавляют возможностей для атаки.
В Австрии обычно гонки проходят под палящем солнцем, что негативно сказывается на двигателях Mercedes, которые не могут переносить чрезмерную жару. Именно это дает фору Ферстаппену. Но в этом году есть вероятность дождя во время гонки, что может помочь Хэмилтону и Боттасу удачно начать сезон.
Из-за большинства поворотов шины тут прогреваются быстрее и качественнее, чем на других трассах, но и износ соответственно чуть выше. В прошлом году это была гонка с одним пит-стопом для большинства гонщиков. Посмотрим, что будет в этом году.
Расписание уик-энда:
Пятница (3 июля)
12:00 Первая сессия свободных заездов
16:00 Вторая сессия свободных заездов
Суббота (4 июля)
13:00 Третья сессия свободных заездов
16:00 Квалификация
Воскресенье (5 июля)
16:10 Гонка
На нашем сайте будет доступна онлайн трансляция Гран-при Австрии, которая начнется в воскресенье, в 16:00 по киевскому времени.
Виталий Володько, ISPORT.ua