Конец тики-таки?

2014 г., 9 мая, 17:34

Люди недовольны. Им не нравятся команды вроде мюнхенской Баварии, которая держит мяч, сохраняет владение и вынуждает противников идти в отбор. Не по нраву людям и такие команды как Челси – защищающиеся глубоко, позволяющие сопернику владеть мячом и пытающиеся подловить его на ошибке. За последние две недели люди начали жаловаться на оба современных подхода к ведению игры.

И на самом деле, это утверждение не настолько противоречиво, как могло бы показаться. Будем откровенны, мы живем в эпоху крайних мер. Когда под началом Пепа Гвардиолы Барселона впервые начала играть в стиле тики-таки, ее футболисты стали достигать беспрецедентных показателей владения мячом. Впервые, вероятно, со времен Милана Арриго Сакки двадцать лет назад, в мировом футболе появилась новая философия. Тики-така не была простой сменой позиций, она не ограничивалась тенденцией игры одного из нападающих ближе к середине поля или выдвижением фланговых защитников вперед. Это не была легкая смена формы. Это был целиком новый стиль.
Тики-така не была простой сменой позиций, она не ограничивалась тенденцией игры одного из нападающих ближе к середине поля или выдвижением фланговых защитников вперед. Это не была легкая смена формы. Это был целиком новый стиль
Тики-така вознесла тотальный футбол до ранее невообразимых высот. Частично из-за того, что ее преподнесло выдающееся поколение игроков, в большинстве своем воспитанных в своеобразном стиле академии Ла Масия. Частично благодаря гению Хосепа Гвардиолы. И частично из-за того, что изменения в правилах офсайда увеличили зону активных действий на футбольном поле, тем самым позволив расцвести более техничным футболистам.

Когда термин "тотальный футбол" впервые появился в 70-х годах прошлого века в Нидерландах, его "тотальный" аспект был частью широкого движения в голландской культуре, прежде всего в архитектуре. Один из главных идеологов этой теории Якоб Беренд Бакема считал, что каждое отдельно взятое здание должно иметь индивидуальные характеристики, но еще на стадии планирования оно должно вписываться и в общую архитектуру. Привлечение этого термина в футбол не нарушало канонов "тотальной культуры". В этом контексте он означал то, что игроки на поле были ознакомлены со своими позициями внутри большей системы, и постоянно перераспределяли свои роли между собой. Но означал он и более популярную идею: "тотальным" футбол делал тот факт, что любой игрок мог выполнять любую функцию, то есть защитники могли атаковать, а нападающие обороняться.

Однако, несмотря на то, что тики-така разделяла с тотальным футболом соображения о высокой линии обороны, смене позиций и ощущении того, что игру можно контролировать посредством владения мячом, ее характеристики были далеки от тотальных. Дело в том, что тики-така обязательно сводила все к пасу. Центрфорвард становился "ложной девяткой", потому что это увеличивало плавность движения команды и создавало дополнительные углы для поддержания владения мячом. Фланговые защитники еще никогда не играли настолько высоко. Полузащитники были переквалифицированы в защитников с целью ведения игры из глубины. Даже вратари теперь были вынуждены работать с мячом.

Тики-така обязательно сводила все к пасу. Центрфорвард становился "ложной девяткой", фланговые защитники еще никогда не играли настолько высоко, полузащитники были переквалифицированы в защитников с целью ведения игры из глубины. Даже вратари теперь были вынуждены работать с мячомКакое-то время футбол не знал, как реагировать на тики-таку. Когда в полуфинале Лиги чемпионов 2009 года Челси был близок к тому, чтобы одолеть Барселону, это объяснялось уровнем физической подготовки игроков английской Премьер-лиги. Но эта теория вскоре была разрушена, ведь в финале Манчестер Юнайтед ничего не смог поделать с командой Гвардиолы. А вот полуфинал следующего года, ознаменовавший поражение Барселоны от Интера Жозе Моуриньо, стал очень показательным. Разумеется, Интеру много в чем повезло, но, в то же время, в ответном матче между этими командами были моменты, – важность которых тогда не была оценена в полной мере, – когда подопечным Моуриньо удалось свести игру Барсы до бесконечных перепасовок на своей половине поля. Да, Барселона тогда упустила возможности, которые она обычно использовала, и да, Боян Кркич должен был решать исход противостояния, но урок заключался в другом: ставка на владение мячом была бита ставкой на отсутствие владения.

В своей спорной книге Диего Торрес (известный испанский журналист, - прим. ред.) расписал принципы, по которым Жозе Моуриньо, будучи тренером мадридского Реала, действовал в играх (прежде всего, в выездных матчах) с высококлассными командами:

1) Матч выигрывается командой, которая совершает меньше ошибок;
2) Футбол покоряется тому, кто провоцирует больше ошибок у соперника;
3) Играя на выезде, вместо того, чтобы пытаться переиграть соперника, лучше провоцировать его ошибки;
4) Кто больше держит мяч, тот с большей вероятностью совершит ошибку;
5) Тот, кто отказывается от владения мячом, сокращает вероятность совершения ошибки;
6) Тот, кто владеет мячом, обладает и страхом;
7) Сильнее тот, у кого нет мяча;      

Эту же теорию Моуриньо использовал в первой игре Челси против Атлетико и последнем матче против Ливерпуля. Другие, хотя и со своими особенностями, его наследовали. Реал был счастлив отсиживаться в глубине и поглощать прессинг в противостоянии с Баварией, причем и в Мадриде, и в Мюнхене, используя неспособность Баварии отвечать на контратаки команды Анчелотти (технические отчеты УЕФА свидетельствуют о том, что количество голов, забитых после контратак уменьшилось с 40% в сезоне 2005-06 до 27% в прошлом сезоне) и проблемы немцев при стандартных положениях (традиционная проблема команд Гвардиолы, заключающаяся, вероятно, в выборе Пепом защитников по критерию распасовки, а не оборонных способностей).

Во время второго пришествия на Стамфорд Бридж Жозе Моуриньо не скрывал подробностей перехода к более оборонительной манере игры. "Возможно, нам придется совершить шаг назад для того, чтобы быть более уверенными позади, – рассказал он в декабре после вылета от Сандерленда в четвертьфинале Кубка Лиги. - Это не то, что мне хотелось бы делать, я имею в виду контратакующую игру, но я всерьез об этом задумываюсь. Если я хочу победить 1:0, то это возможно. Это не так уж и сложно, ведь при таком раскладе ты не даешь игрокам возможности раскрыть себя".
Как Моуриньо заявил после игры с Ливерпулем, одно дело играть с расчетом на оборону, а совсем другое – обладать необходимыми характеристиками для того, чтобы выполнить это безукоризненно
Девятью днями спустя Челси сыграл в нулевую ничью с Арсеналом и установил новый порядок. Смена подхода показала себя достаточно эффективной в матчах с командами, которые готовились атаковать, однако против контратакующих соперников она оставила Челси уязвимой к своим ошибкам, неудачам и выдающимся представлениям противников. Как Моуриньо заявил после игры с Ливерпулем, одно дело играть с расчетом на оборону, а совсем другое – обладать необходимыми характеристиками для того, чтобы выполнить это безукоризненно. "Меня смущают представления прессы об оборонительных тактиках. Когда команда хорошо защищается, вы называете это игрой от обороны. Когда же команда защищается плохо и пропускает два или три мяча, вы не считаете ее тактику оборонительной".

В среду эта проблема обрела отличный пример. Тактическая неграмотность Эдена Азара позволила Хуанфрану его обойти, а его команде, Атлетико – сравнять счет. Челси пришлось открываться: Моуриньо выпустил второго нападающего Самуэля Это’О, но, даже упуская тот факт, что впоследствии камерунец привезет пенальти в свои ворота, этой заменой Жозе еще и добровольно сдал центр поля. "Это дало мне возможность сыграть в пять полузащитников", – поведал постфактум Диего Симеоне, заменивший нападающего Адриана Лопеса на хавбека Рауля Гарсию спустя 12 минут после выхода Это’О. "Это сыграло нам на руку, поскольку свободное пространство в центре поля позволило нам контролировать игру", - подытожил тренер Атлетико.

Сама собой идея о том, что владение мячом может быть опасным, нисколько не нова. В 80-х годах прошлого столетия тренер Еджиль Олсен заметил, что среди команд норвежского чемпионата больше забивали те, вратари которых встречались с мячом реже голкиперов соперников. При встрече команд условных Гвардиолы и Моуриньо разнится только степень владения мячом, динамика же игры при этом оказывается совсем другой. Одна команда может иметь неудержимый аппетит к мячу, вторая же не проявляет к нему никакого интереса, а в результате мы получаем числа владения мячом в 75-80% времени, но – и это важно – первая команда не обязательно контролирует ход игры.
Одна команда может иметь неудержимый аппетит к мячу, вторая же не проявляет к нему никакого интереса, а в результате мы получаем числа владения мячом в 75-80% времени, но первая команда не обязательно контролирует ход игры
Все это – нормальная часть процесса эволюции. Рождается тезис (в данном случае, ставка на контроль мяча), ему в противовес рождается антитезис (ставка на игру без мяча), а в какой-то момент они достигают синтеза. Он-то и решает, как управлять консенсусом, который будет диктовать моду для большинства представителей вида в течение нескольких лет. Тот факт, что два описанных подхода являются настолько непопулярными в футбольной среде, говорит о многом. Возможно, дело в том, что современные болельщики не воспринимают новые реалии из-за влияния образов-символов, заложенных в их воспоминаниях. В таком случае не стоит исключать того, что в ближайшее время новое поколение болельщиков установит совершенно новые принципы дифференциации футбола.

Странным в реакции на поражение Баварии кажется и то, что оно стало причиной критики методов Гвардиолы, а также популяризация тезиса о том, что время тики-таки прошло. За пять сезонов в своей тренерской карьере Гвардиола выиграл четыре чемпионских титула, два национальных кубка (и имеет возможность выиграть третий), две Лиги чемпионов и три клубных ЧМ. Несмотря даже на то, что мы живем в эпоху суперклубов, это просто феноменальные показатели. Но предполагать, что тики-таке конец, что поражение Барселоны от Баварии в прошлом году и проигрыш Баварии Реалу дискредитируют эту философию, значит не понимать всю природу футбольной тактики.

В тактике нет абсолютной правоты и не так уж много абсолютных заблуждений, но уж точно в ней нет места магическим формулам. Теоретики футбольной тактики не имеют ничего общего со средневековыми алхимиками, ищущими квинтэссенции, которые бы все объяснили. Тактическое мышление состоит из эволюции и совершенствования, но при этом оно полагается на множество других факторов – это та же теория структурализма, заложенная Бакемой. Теория, которая гласит о том, что нет ничего не относительного.

Тики-така так хорошо работала в Барселоне частично из-за технических возможностей ее игроков, а частично из-за того, что их соперники все еще адаптировались к новым правилам трактовки офсайда. Высокая линия обороны и распасовщики вместо защитников стали возможными только при постоянном прессинге и контроле мяча.
Тики-така так хорошо работала в Барселоне частично из-за технических возможностей ее игроков, а частично из-за того, что их соперники все еще адаптировались к новым правилам трактовки офсайда
Одна из причин, почему Барселона потеряла свой пик формы, в том, что ее футболисты потеряли свой напор. Статистика свидетельствует о том, что, к примеру, Лионель Месси в сезоне 2010-11 совершал 2,1 отборов или перехватов за игру, в то время как сейчас его показатель не превышает 0,6 отбора. В этом же компоненте игры не преуспевала и Бавария в матчах против Реала – вероятно, после двух триумфальных сезонов стремление ее игроков к победам немного поубавилось. Возможно и то, что на баварцев повлиял факт легкого завоевания титула в Бундеслиге, а возможно, свою роль сыграли и тактические ошибки их тренера.

Существует мнение, согласно которому Бавария не должна была пытаться вводить тики-таку, поскольку в полуфинале Лиги чемпионов прошлого сезона именно она убила эту философию. Но в таком случае мы игнорируем тот факт, что в прошлом сезоне мы видели другую Баварию – активную, ориентированную на владение мячом команду. Отказался от владения инициативой Юпп Хайнкес только в дуэли с Барселоной, единственной командой в Европе, которая превосходила Мюнхен по владению мячом. Хайнкес понимал, что переиграть Барсу на ее поле будет очень трудно, поэтому решил действовать совсем другими методами. И достиг невероятного успеха.

Впрочем, ничто из вышеперечисленного не означает, что тики-така приговорена как система. Ничто из этого не подразумевает, что все команды откажутся от контролирования игры посредством владения мячом. О чем все должны задуматься, так это о том, что примеры Интера в 2010-м и Челси в 2012-м (и против Барселоны, и против Баварии), радикализировали подход команд, борющихся с тики-такой, поэтому она вряд ли сумеет вернуться в качестве новомодного тренда. Стиль же Барселоны между 2009 и 2011, как и тотальный футбол – или, по крайней мере, его версия с высокой линией обороны – не вдавался в крайности. Это была специальная манера игры для специально подобранного коллектива игроков в соответствующих условиях и времени. Их влияние невероятно сложно переоценить, а влияние тики-таки, безусловно, ощущалось, и еще будет ощущаться. Вот только сможет ли этот стиль так же доминировать в ближайшем будущем – тот еще вопрос. После того, как колесо эволюции сделало свой поворот, оно редко возвращается обратно.

Материал Джонатана Уилсона, The Guardian


x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK