Словарь бейсбольных терминов

1016
17 ноября, 08:27

Для начала быстренько пробежимся по игровым позициям. Питчер – игрок, который подаёт мяч. Питчеры бывают стартовыми, которые начинают матч и играют, пока не устанут или станут неэффективными и реливерами, которые сменяют стартовых питчеров. Самый опытный и сильный реливер называется клоузером, он обычно выходит на последний иннинг-два, чтобы сохранить победный отрыв в несколько очков. Реливеры в целом называются буллпеном, по названию специальной площадки, где они разминаются перед выходом на замену. За бэттером на корточках в защитном обмундировании сидит кэтчер, задача которого ловить мяч, брошенный питчером, если его не сможет отбить бэттер. Вместе питчер и бэттер составляют батарею.

В поле, кроме питчера и кэтчера, защищаются ещё 7 человек – 4 инфилдера и три  аутфилдера. Инфилдеры делятся на угловых (первый и третий бейсмен) и срединных (второй бейсмен и шортстоп), аутфилдеры же бывают левые, правые и центральные, согласно позиции внешнего поля, на которой они "несут вахту".

В нападении игрок, который пытается отбить мяч, называется бэттером. После того, как он отобьёт мяч, он становится раннером. Также в нападении существуют такие понятия, как назначенный хиттер (игрок, который выходит только отбивать, не играя в поле. В MLB он существует только в Американской Лиге, заменяя в линейке бэттеров питчера), пинч-хиттер, который выходит со скамейки, заменяя в очереди одного из отбивающих, и пинч-раннер,  который заменяет на базе раннера.

Теперь поговорим о самых простых и понятных терминах, которые возникают в игровом процессе. Страйк – либо мяч, поданный в зону страйка, либо мяч, поданный мимо зоны, но бэттер попытался отбить мяч и не сумел попасть по нему битой. Три страйка = страйкаут, три аута = конец иннинга. Если же бэттер попал по мячу битой, но мяч отлетел вне границ поля, это фаул. Фаул – это практически тот же страйк, но с небольшим исключением – при фауле считается только первый и второй страйк, третий страйк (и, соответственно, аут) не записывается (исключая такой довольно редкий случай, когда бита бэттера задевает мяч, но его всё равно сумеет словить кэтчер – это называется foul tip).

Противоположность страйка, мяч, поданный вне страйковой зоны и на который не замахивается бэттер, называется бол. 4 бола позволяют бэттеру без помех перебраться на первую базу, заработав уолк (walk, base-on-balls). Уолк может быть и намеренным (intentional walk), когда питчер с открытой первой базой четырежды намеренно подаёт далеко мимо зоны страйка и пропускает бэттера на базу. Это применяется обычно против сильных игроков. Ну и ещё на первую базу бэттер также может попасть, если в него попадут мячом – хит-бай-питч (hit by pitch).

Если же бита вступает в контакт с мячом и мяч отлетает в поле – это значит либо хит, либо аут. Хиты бывают разными в зависимости от количества баз, которые после удара смог пробежать бэттер – сингл (одна база), дабл (две), трипл (три) или хоум-ран (четыре). Если мяч вылетает за пределы поля, то это хоум-ран, но если перед этим он ударился о землю, и лишь потом вылетел на трибуны, то это граунд-рул дабл (ground rule double), все раннеры при этом перемещаются на две базы. Хоум-ран в США также называется дингер (dinger) либо джек  (jack), а на постсоветстком пространстве, с лёгкой руки одного из комментаторов бейсбола, прочно вошло в обиход слово "хомяк" (на мой взгляд, страшно дурацкое).

Если же перед хоум-раном базы были заполнены, то такой хоум-ран, который за раз приносит 4 очка, называется грэнд слэм (grand slam) или просто грэнни (granny). Если же мяч не вылетел за пределы стадиона, но раннер успел оббежать все четыре базы, это тоже хоум-ран, но называется инсайд-парк хоум-ран (inside-the-park home run).

Ауты тоже бывают разных видов – флайаут (филдер ловит мяч в воздухе), граундаут (мяч отбивается в землю, но бэттер не успевает добежать до первой базы прежде чем туда перебросят мяч), папаут (разновидность флайаута, когда мяч отлетает высоко, но недалеко), форсаут (разновидность граундаута, но аут делается не на первой базе). Когда же за один розыгрыш удаётся вывести из игры сразу двух игроков, это называется дабл-плей (double play; наиболее распространённый вариант – при раннере на первой базе и мяче, отбитом в землю, мяч передаётся сначала на вторую базу, форсируя раннера с первой базы, а потом сразу на первую), когда трёх (что, конечно, бывает очень редко) – трипл-плей (triple play).

Также нельзя не сказать о ситуации под названием инфилд-флай (infield fly). Она фиксируется тогда, когда идёт папаут в пределах инфилда и на первой и второй базах есть игроки. При этом бэттер выводится в аут вне зависимости от того, был ли пойман мяч. Правило введено для того, чтобы игроки обороны не смогли заработать двойной форсаут.

Теперь поговорим о тактических элементах. Часто ради того, чтобы продвинуть раннера с базы на базу, менеджеры жертвуют аутом, применяя такой приём, как бант. Бант – это удар битой без замаха, при нём биту держат параллельно земле и попросту гасят ей скорость полёта мяча, опуская его на землю. Иногда быстрые игроки применяют данный приём и для того, чтобы успеть добежать до первой базы. Если бант выполняется при раннере на третьей базе, это называется сквиз, который бывает двух видов – суисайд сквиз (suicide squeeze – раннер с третьей стартует при броске питчера и если игрок, выполняющий бант, промахнётся по мячу, раннера практически 100% осалят по пути к дому) и сейфти сквиз (safety squeeze – раннер с третьей стартует только тогда, когда бита вступит в контакт с мячом). Ещё три довольно часто используемых тактических ухищрения – кража базы, хит-энд-ран (hit & run) и ран-энд-хит (run & hit). Суть их заключается в посыле раннеров вместе с броском питчера и отличаются они только поведением бэттера.

При краже базы бэттер не взмахивает битой, при хит-энд-ран он обязан произвести контакт и отбить мяч, желательно не в воздух, при ран-энд-хит бэттер производит выбор действия лично в зависимости от удобности броска. Также при раннере на третьей базе может возникнуть такая ситуация, как сакрифайс флай (sacrifice fly) – если при флайауте мяч выбит достаточно далеко, то после ловли мяча филдером раннер может успеть пробежать расстояние с третьей базы до дома, принеся очко.

Ещё могут возникнуть такие ситуации – ошибка (error), когда филдеры ошибаются либо при ловле мяча, либо при его броске с базы на базу, в итоге которой вместо аута раннер добирается до базы; бок (balk), которая объявляется судьёй за мелкое нарушение правил питчером (например, при броске на базу не сделал предварительно шаг в сторону той самой базы) и которая позволяет всем раннерам на базах передвинуться на одну базу (если на базах нет раннеров, объявляется бол); кэтчерская помеха (catcher’s interference), когда кэтчер ловушкой задевает биту и мешает бэттеру отбить удар (бэттер автоматически попадает на первую базу); уайлд питч (wild pitch) и пассд бол (passed ball), которые заключаются в том, что кэтчер не ловит мяч после броска питчера и раннеры на базах за то время, пока кэтчер бежит за пропущенным мячом, могут успеть перебежать на следующую базу (разница между этими понятиями только в том, кто виноват – если питчер подал такой мяч, что словить его нереально, то это уайлд питч, если же кэтчер мог поймать мяч, но не сделал этого, это пассд болл) и, наконец, интерфиренс (interference), которая заключается в помехе атакующего игрока игрокам защиты (к примеру, сознательная помеха бэттера кэтчеру бросить на базу, которую пытается украсть раннер) и карается аутом атакующего игрока.

Ну и напоследок о индивидуальных показателях. В бейсболе очень много внимания уделяется статистике и существует множество показателей, которые определяют полезность данного игрока, как в защите, так и в нападении. Возможно, когда-то мы с вами поговорим об статистике более конкретно и развёрнуто, а тут просто упомянём об наиболее используемых и наименее понятных из названия показателей.

Итак, для питчеров, помимо количества побед/поражений, страйкаутов, проведённых иннингов, одним из важнейших показателей является ERA (earned run average) – показатель, который определяет среднее количество очков, отданных питчером за 9 иннингов игры. В эту статистику не входят очки, которые питчер отдал из-за ошибок филдеров. Также в базовую статистику питчеров входят сэйвы (сохранение победного счёта в save situation – вход в игру при победном счёте либо с разницей 3 очка или менее, минимум бросая иннинг, либо если потенциальный уравнивающий игру хиттер стоит следующим в очереди, либо если питчер бросает 3 или больше иннингов).

Редкими, но эффективными показателями работы стартовых питчеров являются комплит геймс (complete games – игры, полностью проведённые одним питчером, т.е., минимум 9 иннингов), шатауты (shootout – комплит гейм без единого пропущенного рана), ноу-хиттеры (no-hitter – комплит-гейм без единого пропущенного хита, довольно редкое достижение, за сезон в MLB приблизительно 2-3 ноу-хиттера) и перфект геймс (perfect game – игра, при которой питчер не допустил ни единого раннера на базу, таких игр было всего 18 за всю историю MLB).

Базовая статистика бэттеров, кроме количества хитов и хоум-ранов, включает в себя такие показатели, как СПО (средний процент отбивания, batting average – количество хитов разделить на количество выходов на биту.

Выходы на биту, которые заканчиваются уолками, хит-бай-питч, а также сакрифайс бантами и флайми, в знаменателе не учитываются), RBI (runs batted in – количество очков, которые заработала команда после действия бэттера. В основном, это хиты, но RBI можно заработать и другими методами – сакрифайс флай, уолк при загруженных базах и т.д.) и раны – количество очков, которые для команды заработал игрок, лично добежав до дома.

Засим всё, надеюсь, эта статья поможет вам понять и полюбить бейсбол.

Виталий Винар, iSport.ua

iSport.ua Другие