Становление Жозе: как Моуринью превратился из переводчика в "Особенного"

Португалец проделал путь от помощника Бобби Робсона до триумфатора Лиги чемпионов.
2019 г., 22 ноября, 08:30
Жозе Моуринью / Getty Images
Жозе Моуринью / Getty Images

На днях именитый португалец Жозе Моуринью заменил Маурисио Почеттино на посту главного тренера Тоттенхэма. Назначение Жозе взбудоражило весь футбольный мир – многие задавались вопросом: "А сможет ли "Особенный" исправить положение дел в лондонском клубе?"

Чтобы лучше понять Моуринью, нужно проанализировать его пройденный путь. Поэтому сегодня расскажем о том, как Жозе пришел в большой футбол.

Все началось в середине 1990-х. У Барселоны и Атлетика Бильбао давно были натянутые отношения. Еще в 1980-х, когда "Мясник из Бильбао", защитник басков Андони Гойкоэчеа, нанес жестокую травму великому игроку каталонцев Диего Марадоне.

В сезоне-1996/97 ничего не изменилось. Выезды в Бильбао все так же были пропитаны атмосферой ненависти, и новый тренер Барсы Бобби Робсон получил возможность ощутить эту атмосферу на себе. Атлетико тогда руководил Луис Фернандес – бывший игрок сборной Франции, который до переезда в Испанию стал первым французским тренером, выигравшим еврокубковый трофей с ПСЖ.

Фернандес был страшным человеком. Он не стыдился проявлять агрессию как на поле, так и за его пределами. В матче с Барселоной, который "баски" выиграли со счетом 2:1, он снова показал весь свой характер во время спора со скамейкой гостей.

Робсон не был вовлечен в эту конфронтацию, с Фернандесом ругался до сих пор неизвестный помощник Бобби. Он несколько раз сталкивался с тренером хозяев на бровке поля. Фанаты домашней команды были ошеломлены бравадой, показанной неизвестным молодым человеком. Он несколько раз "ставил на место" именитого тренера.

Этим неизвестным оказался 33-летний Жозе Моуринью. В ярости Фернандес начал толкать Моуринью, публично демонстрируя презрение к человеку, которого он раньше никогда не видел. Француз спрашивал: "Кто ты такой, чтобы спорить со мной?".

Но это не беспокоило португальского выскочку, потому что он сам был немного высокомерным. Еще до победы в Лиге чемпионов с Порту; прежде чем стать "Особенным" в Челси; до того, как стать первым тренером, который выиграл с итальянским клубом "требл" – чемпионат, Кубок страны и Лигу чемпионов; прежде чем занять пост в мадридском Реале; перед возвращением в Челси; перед тем, как взять бразды правления на Олд Траффорд. До всего этого он уже был высокомерным.

И такая высокомерность только подпитывала его стремление к успеху. В то же время, заносчивость давала ему уверенность в том, что он может противостоять влиятельному Фернандесу. И это несмотря на то, что Жозе нельзя было назвать тренером – в системе Барселоны он работал, скорее, обычным переводчиком. В конце концов, от драки с Фернандесом его спас ближайший союзник по команде – Хосеп Гвардиола.

Бобби и Жозе: непривлекательная пара

Моуринью прибыл в Каталонию летом 1996 года вместе с Бобби Робсоном, помощником которого он уже был в Спортинге и Порту. Скептики ждали невероятного двойного провала. До назначения Бобби президент Барселоны Хосеп Нуньес уволил очень популярного тренера Йохана Кройфа, который привел каталонцев к четырем победам в чемпионате и первому в истории клуба Кубку Лиги чемпионов. К счастью, Робсон не знал каталанского языка. Ему не понравилось бы то, что он мог прочитать о себе в газетах.

Моуринью каталанский знал. Он усовершенствовал свой испанский, что было намного проще сделать, если вы родом из португальского Сетубала, а не из Сакристона, графство Дарем. Неудовлетворенный одним испанским, он также научился понимать каталанский, добавляя его к своему списку изученных языков. За знание каталанского, испанского, английского, французского, итальянского и португальского языков Нуньес прозвал его "Переводчик". Это прозвище быстро стало популярным на Пиренеях и "застряло" в заголовках СМИ.

Барселона и правда хотела видеть Робсона в качестве наставника команды. Англичанин преуспел в Порту, и переезд в Испанию стал бы логичным шагом для развития его карьеры. Но Барса не хотела приглашать Моуринью. На посту ассистента каталонцы видели Хосе Рамона Алесанко – героя клуба, который провел за "сине-гранатовых" 250 матчей. Робсон согласился и интегрировал Алесанко в свой тренерский штаб. Но вместе с тем, Бобби перевел в Барсу и молодого португальца.

"Он был обычным переводчиком, когда только приехал сюда", - рассказывал один из сотрудников Барселоны, который работал в то время в клубе. "Но Моуринью также занимал пост помощника тренера. Как оказалось, эти роли были несовместимы, что стало очевидным после двух или трех пресс-конференций. Вместо того, чтобы просто переводить слова мистера Робсона, Моуринью всегда добавлял свое собственное мнение. Он часто защищал своего босса перед журналистами, поэтому клубу пришлось снять его с должности переводчика".

Присутствующие на пресс-конференциях журналисты рассказывают немного другую версию. "Моуринью перевел первую пресс-конференцию, посвященную предсезонной игре в Голландии, но сразу стало очевидно, что он не может работать переводчиком, поскольку он всегда добавлял свое мнение к ответам Робсона", - вспоминал Санти Хименес из агентства AS.

"Некоторые журналисты говорили по-английски; они знали, что Жозе выбирает, какое из слов тренера переводить". Но Моуринью продолжал переводить, и делал это не только на пресс-конференциях, но и в раздевалке. Робсон был жестким человеком, из-за чего он мог иногда быть слишком резким. Перевод Моуринью был, как правило, более спокойным и продуманным.

Моуринью стал помощником Робсона еще в 1992-м году, когда Бобби тренировал Спортинг. Президент клуба Соуза Синтра стремился поддержать своего иностранного тренера, поэтому и устроил Жозе в тренерский штаб "львов". "Моуринью был представительным молодым человеком, которого назначили присматривать за мной. Он владел английским языком и уже имел определенный опыт в футболе", - рассказывал Робсон.

"Он работал школьным учителем, а его отец был профессиональным вратарем и играл за Виторию Сетубал. После завершения карьеры Моуринью-старший стал генеральным менеджером того же клуба. Жозе должен был продемонстрировать все свои таланты, прикрывая мою спину и помогая мне в новой стране. Всякий раз, когда мне нужна была его поддержка, он был рядом, хотя это часто означало поставить себя на линию огня".

Вместе с Мануэлем Фернандесом, который работал ассистентом Робсона, Моуринью был главным переводчиком в Лиссабоне. Он не всегда доставлял англичанину хорошие новости. "Как-то он рассказал мне, что говорили игроки, когда меня не было рядом", - вспоминает Робсон.

Несмотря на то, что Спортинг занимал первое место во внутреннем чемпионате, президент клуба устроил футболистам разнос за выездное поражение от Зальцбурга в Кубке УЕФА-1993/94. Робсон спросил Моуринью, о чем он говорит. Смущенный переводчик объяснил, что президент рассказывал всем, что поражение со счетом 0:3 было позором для Спортинга, и что он собирается поговорить с мистером Робсоном, как только они вернутся в Португалию.

И он это сделал, уволив уважаемого англичанина прямо во время тренировки. Президент объявил о своем решении перед всем персоналом после того, как команда вернулась в Лиссабон. Новым тренером в мгновенье ока стал близкий друг президент – Карлуш Кейруш. Моуринью такое решение не понравилось. Он сравнил отставку Робсона с историей из своего детства. Когда Жозе было 10 лет, он увидел, как его отца уволили на Рождество прямо посреди праздничного ужина.

Моуринью помогли досье на соперников

Вскоре Робсону предложили работу в Порту, куда он и перебрался в январе 1994 года. Он обратился за советом к Моуринью, который с волнением в голосе говорил о статусе этого клуба. Жозе сразу принял предложение Бобби и на этот раз стал его официальным ассистентом. Чем же заслужил Моуринью-переводчик такое повышение?

Дело в том, что в Спортинге Робсон частенько отправлял португальца в своеобразные командировки, чтобы разведать состояние команды-соперника. "Жозе всегда возвращался с первоклассным досье на весь клуб", - сказал Робсон в 2005 году. – "Он превосходно выполнял все возложенные на него обязанности. В свои тридцать с лишним лет Моуринью, который никогда не играл в футбол, делал отчеты, которые поражали вообращение любого тренера".

Жозе не был новичком в скаутинге - он помогал заниматься этим своему отцу с 14 лет. Моруинью-старший как-то сказал сыну, что тот не должен зарабатывать на жизнь одним лишь футболом. Жозе лишь ответил, что он будет тренером, во что бы то ни стало. Кроме того, в свои 15 португалец все еще считал, что может стать игроком (и здесь он добился своего, выступая на протяжении шести лет во втором португальском дивизионе).

Но к 23 годам Жозе понял, что футболист из него слабый. Поэтому он прошел несколько тренерских курсов. Самой запоминающейся получилась поездка к бывшему наставнику сборной Шотландии Энли Роксбургу. Опытный специалист впоследствии оказал огромное влияние на тренировочные методы Моуринью. После прохождения курсов Жозе устроился на должность тренера в молодежной команде Витории Сетубал. Впоследствии Робсон, которого Моуринью встретил в аэропорту Лиссабона в 1992 году, только развил тренерские навыки Жозе.

Бобби и Жозе сразу же столкнулись с проблемами в Порту – ключевой полузащитник команды Руи Филипе погиб в автомобильной аварии. Из-за этого Робсону пришлось менять систему игры, с чем он справился просто превосходно. Порту дошел до полуфинала Лиги чемпионов 1994 года, а также дважды за два сезона праздновал победу в чемпионате Португалии.

Неудивительно, что на англичанина положила глаз Барселона. Уже в апреле 1996 года каталонский клуб обратился к Робсону. Бобби посоветовался с Моуринью, после чего согласился возглавить "сине-гранатовых".

Новые вызовы в Барселоне

"Я многим ему обязан. Я был никем в футболе, когда он приехал в Португалию", - заявил позже Моуринью. "Бобби Робсон доверял мне, помог устроиться в двух клубах, после чего привел меня в Барселону. Мы очень разные, но я получил от него представление о том, что значит быть лучшим тренером в мире".

Однако в Барсе их ждал провал. "Кройф создал совершенно особый стиль футбола. Он адаптировал идеи Аякса под испанский футбол", - скажет позже Робсон. Бобби понимал, что клуб хочет и дальше использовать стиль Кройфа. Ради этого боссы клуба даже назначили на пост наставника бывшего тренера Аякса Луи ван Гала.

Несмотря на неопределенность в судьбе Робсона, сам Моуринью хорошо устроился в Барсе. "Он был другим человеком, когда жил в Испании, умел общаться с журналистами", - вспоминает Санти Хименес. "Жозе нравился игрокам, они уважали его", -  добавляет Лу Мартин из El Pais.

"Я поехал с ним и фотографом в Белград, чтобы оценить уровень игра Црвены Звезды перед игрой Лиги чемпионов. В Сербии у нас были проблемы с госорганами, но Жозе всю поездку пребывал в хорошем настроении.  Мы пошутили над ним, сказав, что он встречается с Робсоном, поскольку везде его сопровождает. Моуринью рассмеялся и ответил: "Приведи сюда свою сестру, и мы сможем выяснить, правда ли это". Я навсегда запомнил его слова: "Я не трачу время на размышления о людях, которые любят или ненавидят меня".

"Мы передвигались в Белграде на автомобиле. В какой-то момент спустило колесо. Ни я, ни фотограф не знали, как заменить шину. Моуринью проклинал всех на свете, говорил, что это кто-то подстроил. Но затем он спокойно вышел из авто и заменил спущенное колесо".

В Барселоне Моуринью жил со своей супругой Матильдой. У них был домик в Ситжесе, зажиточном районе недалеко от центра города. Робсон жил неподалеку со своей женой Элси. Семьи часто проводили вечера вместе. На Камп Ноу Робсон держал профессиональное расстояние от своих игроков. Моуринью старался быть намного ближе. Он, например, подружился с португалоязычным форвардом Роналдо, что помогло "Зубастику" быстрее адаптироваться в Барселоне.

Тем временем, Гвардиолу выделяли за его лидерские качества. Он часами мог разговаривать с другими игроками на испанском и каталанском языках. "Мы с Моуринью говорили о многих вещах. Мы обменивались идеями, когда у кого-то из тренеров возникали сомнения по поводу тренировочного процесса. Но все же, он был помощником мистера Робсона, а я - простым игроком", - вспоминает нынешний наставник Манчестер Сити.

Интересным является подход Моуринью к общению со звездными игроками. Он отмечает, что футболистами нужно руководить, а не указывать им, что делать. "Тренируя игроков мирового класса, вы сами чему-то учитесь. Вы узнаете о человеческих отношениях. Игроки такого уровня отказываются принимать ваши идеи только потому, что вы их тренер. Нужно доказать, что вы говорите правильные вещи", - говорит Жозе. "Тренер - гид. Он предоставляет подсказки, указывает маршрут. Моя философия – умелое руководство и обучение в любом возрасте".

Футболисты высоко оценили внимание Моуринью к деталям, которое он показал в видеоанализе будущих соперников. Именитый француз Лоран Блан, который в то время играл за Барселону, специально брал домой видеоанализ Моуринью, что лучше изучить слабости противников.

Робсон завоевал три трофея в своем единственном сезоне в Барселоне: Кубок Испании, Суперкубок и Кубок обладателей Кубков. Барса не выиграла чемпионат, из-за чего Робсон был уволен с должности, Англичанина заменил Луи Ван Гал.

Моуринью многому научился у своего наставника. "Одна из самых важных вещей, которую я узнал от Бобби Робсона, состоит в том, что когда вы выигрываете, вы не должны считать себя лучшим. А когда проигрываете, вы не должны думать, что вы - мусор. Бобби Робсон не очень интересуется системой игры или планированием тренировок. Он – "полевой командир", которому нужно напрямую взаимодействовать с игроком. Робсон много времени уделял атаке. Это автоматически означало, что большая часть моей работы была направлена на защиту".

После отставки Робсона

Моуринью остался в Барсе, несмотря на увольнение своего ментора. Он подумывал вернуться в Португалию, но англичанин посоветовал ему остаться с Ван Галом. Бывший тренер Аякса позже так опишет Жозе: "Это высокомерный молодой человек, который не обращал внимания на авторитет. Но он мне нравился. Жозе не был покорным, он противоречил мне, когда я был неправ. В конечном счете, я прислушивался к его мнению чаще, чем ко мнению других помощников".

"Его роль при Ван Гале была другой", - отмечает источник внутри каталонского клуба. "Моуринью много путешествовал, поскольку ему доверяли анализировать тактику соперника. А во время матчей Ван Гал размещал его не на скамейке запасных, а на трибунах. Это позволяло Жозе эффективнее проводить разбор игры оппонентов. "Я работал в тесном сотрудничестве с Моуринью, и он мне понравился. Он был ярким, амбициозным и имел сильную харизму. Я знал, что он станет хорошим тренером", - заявляет источник.

"Он был очень теплым человеком", - вспоминает голландский защитник Майкл Рейцигер, который играл за Барсу в период с 1997 по 2004 год. "Жозе искренне интересовался всеми игроками и хотел быть в курсе каждой мелочи. Такой подход понравился игрокам. В последний раз я сталкивался с ним в амстердамском отеле два года назад, и мы очень мило пообщались."

Моуринью продолжал учиться и развиваться под руководством голландского специалиста. "С Ван Галом нам удалось довести все занятия до автоматизма", - сказал Моуринью. "Я заранее знал обо всем, что мы собирались делать на тренировках: от целей до точного времени, когда должны были пройти каждое упражнение. Ничто не было оставлено на волю случая; тренеры полностью все запрограммировали".

Но в какой-то момент Моуринью надоело работать под руководством голландца. Да и сам Ван Гал не смог выполнить все задания руководства. Фанаты надеялись, что в 1999 году, к столетию клуба, голландец выиграет с Барселоной Лигу чемпионов. Но чуда не произошло. К тому времени Моуринью уже знал, что хочет уйти. У Жозе был шанс покинуть Испанию, но он отказался от предложения возглавить Виторию. Все из-за денег – португальський клуб предлагал маленькую зарплату.

Значение денег португалец переосмыслил именно в Барсе. Ривалдо как-то сказал ему одну простую, но важную фразу: "Трофеи не заплатят за ипотеку". В итоге Жозе согласился на выгодные финансовые условия и остался в Барселоне еще на один год. Как выяснилось позже, это было плохим решением. Жозе рассказывал, что из-за желания уйти он стал резким и чрезмерно критиковал других. В конце концов, Моуринью покинул Барсу и переехал в родной Сетубал.

Вернувшись в Португалию, он оставался безработным все лето. Позвонил Робсон, предложив ему шанс стать помощником в Ньюкасле. Но Моуринью отказался. В середине сентября он впервые в карьере официально возглавил клуб – Бенфику. Однако здесь он закрепиться не смог – президента клуба не устроила просьба Жозе не вмешиваться в его работу. Зато уже через четыре года он во главе Порту поднял над головой кубок Лиги чемпионов. Неделю спустя Моуринью присоединился к Челси. Он перестал быть просто переводчиком. Он стал "Особенным".

Перевод и адаптация - Александр Швец, iSport.ua. По материалам FourFourTwo.


x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK