Новиков: Хочу стать трехкратным чемпионом мира
Лучшим спортсменом в Украине в феврале стал борец греко-римского стиля Семен Новиков. Заменив в составе сборной Украины Жана Беленюка на чемпионат Европы, он вернулся домой с золотой медалью и теперь осторожно заявляет о готовности заменить Жана и на Олимпийских играх в Токио.
- Когда ты узнал, что едешь на чемпионат Европы?
- Слух ходил еще в декабре, что Жан отказывается ехать на ЧЕ из-за подготовки к Олимпиаде и я могу его заменить. Я не участвовал в отборочном Кубке Украины, но меня, видимо, взяли за счет того, что я дважды подряд выиграл чемпионат мира U-23.
Окончательно узнал о своей поездке где-то в середине января. В 10-х числах заехали на сборы в Конча-Заспу и после нескольких дней нам объявили это.
- Насколько удалось себя подвести к чемпионату Европы на пике формы?
- Я подвелся к ЧЕ хорошо, был в неплохой форме. Если взять по подготовке, то мог бы подготовиться еще лучше. По сути, я подготовился за четыре недели. Думаю, что можно еще лучше набрать форму.
- Изучал турнирную сетку перед стартом, ведь получилось, что тебе попались все сильнейшие?
- Да, состав на ЧЕ был неплохой. Не было бронзового призера чемпионата мира немца Дениса Кудлы и не было у Швеции никого. Остальные сильные приехали и там получилось, что с самыми топовыми - турком, русским и венгром - я встретился на пути к золоту. Я и сам хотел побороться с ними, узнать свой уровень на фоне сильнейших.
- Сетку не изучал перед соревнованиями? Не было мыслей, что не повезло со жребием?
- Я обычно за день до соревнований не захожу в социальные сети, чтобы не знать, кто мой противник, чтобы нормально поспать.
Вообще мне без разницы с кем я буду выходить на ковер, соперников я обычно узнаю за 10 минут до схватки. Мне главное пройти ближайшего соперника, а дальше уже будет видно.
Конечно, дома я просматриваю лидеров, смотрю видео с их схватками. Но только перед выходом на ковер с тренером разрабатываем наш план действий.
- Турка Башана и венгра Лоренца хорошо знает Жан Беленюк, так как часто встречался и выигрывал. Он был в Риме на этом чемпионате мира. Подсказывал ли тебе Жан, как бороться с соперниками?
- Жан был не в разминочном зале, а на трибунах, поэтому не подсказывал. Он понимает, что у меня есть тренеры. В основном план на схватку я разрабатываю с тренерами.
- Как вообще проходил твой путь к финалу? Тебе есть разница с кем лучше начинать бороться?
- Мне лучше начинать день не с топового соперника, как сейчас попался испанец. Тогда удается "разбороться". У меня есть волнение на первых схватках, а потом я спокоен. Главное - хороший старт.
Хотя если выпадет сразу хороший соперник по жребию, то в разминочном зале могу провести схватку с кем-то из партнеров по команде или тренером Димитрием Тимченко.
Турок Метехан Башар – хороший борец, но на тренировках мне с Жаном тяжелее было, чем с ним. С русским Александром Комаровым в полуфинале мне было тяжелее всего. Он на два года младше меня, скоростной, техничный. Я просматривал его борьбу перед ЧЕ, опасался, и хорошо, что удалось выиграть.
- Чем занимался перед финальной схваткой с венгром Виктором Лоренцом?
- Я обычно спокойно сплю, не переживаю по этому поводу. Мне в этом плане легко. После того, как проснулся, - поехал взвесился. Дальше вернулся в отель, позавтракал. Обед сделали неудобно – пришлось бы ехать на 3 часа в зал, потом обратно в отель и на 6 часов возвращаться в зал на финал. По сути я не обедал, чтобы избежать переездов – просто плотно позавтракал. А так, сидел в отеле, погулял час вокруг гостиницы, пообщался с Ленуром Темировым, который выиграл утешительную схватку и вернулся в отель.
- Как прошел для тебя сам финал?
- В финале получилось легче, чем думал. Думал, будет где-то 3:1 в мою пользу, а вышло 7:1. В начале у него были силы, а потом во втором периоде ему не хватило выносливости.
- Нынешнюю победу считаешь главной пока в своей карьере или золото молодежного ЧМ важнее?
- Нет, нынешний чемпионат Европы считаю более важным, ведь тут уже по взрослым, а там есть ограничение по возрасту, а значит и соперники не все сильнейшие.
- Что чувствовал, когда звучал гимн Украины?
- Чувства не передать словами. Даже не знаю, о чем я думал. Просто напевал слова гимна.
- Какую цель перед собой ставил перед поездкой на ЧЕ?
- Целью ставил победу, но удовлетворительным результатом была бы любая медаль.
- Как в целом выступление сборной? В некотором роде три медали – это где-то неожиданный успех.
- Я думал, что будет пять медалей. Коля Кучмий должен был быть в финале, думал, что Вова Яковлев возьмет медаль и Жора Абовян мог взять бронзу. Но и три медали на чемпионате Европы я не помню, когда было.
- Как-то праздновали победу. В Риме или уже по возвращении домой?
- Так, чтобы праздновать, то нет. Просто погуляли по Риму, а потом приехали на финалы. Мне лично интересно было глянуть на те категории, где ребята могут перейти в мой вес на следующий послеолимпийский год.
Уже дома тренеры отметили мою победу, а я сказал, что просто хочу спать, поэтому поехал домой и особенных празднований не было.
- В твоей категории до 87 кг на Олимпиаду скорее всего поедет Жан Беленюк. Нет вероятности, что ты будешь бороться за лицензию в 97 кг?
- Я не знаю. Мне тренеры ничего не говорят по этому поводу. В марте на лицензионный турнир едет Владлен Козлюк и, надеюсь, он возьмет лицензию. Моя категория – 87 кг и я хочу в этой категории бороться. Я уже боролся в категории 97 кг, это не так уж и легко.
- Есть желание поехать уже в Токио и побороться с Жаном за лицензию, ведь она не именная?
- Конечно, желание есть. Если меня спросят, дадут шанс, я не буду отказываться в любом случае. В любом случае, буду Жану помогать. Перед Олимпиадой будет чемпионат Европы U-23, поэтому буду на него готовиться.
Ну а в 2024-м, думаю, мне уже ничто не помешает поехать на Олимпийские игры. У меня есть желание поехать и 2028 году на Олимпиаду. Главное, чтобы позволяло здоровье.
- Какие спортивные планы на год?
- В конце года точно хочу поехать на чемпионат мира U-23. Хочу стать трехкратным чемпионом мира. Три года подряд выиграть мир в этом возрасте – такого на моей памяти не было. Есть еще египтянин, он тоже двукратный чемпион мира, так что у нас с ним такая заочная борьба.
- Присутствие Жана Беленюка в твоей категории – это плюс для тебя как сильный партнер с которым можно расти, или минус, потому что сложно стать первым номером?
- Это огромный плюс. Да, он первый номер, но мы больше года не боролись на официальных стартах. На тренировках работаем вместе и наши схватки по-разному заканчиваются. Когда два таких сильных человека в сборной, то он этого выигрывает и он, и я.
- Как у вас вообще отношение с Жаном?
- Мы сконцентрированы каждый на своей работе. В плане борьбы, если честно, я у него ничего не спрашивал. Больше с тренерами советуюсь. А так, нормальные рабочие отношения.
- Нет мыслей менять категорию после Олимпиады?
- Мой обычный рабочий вес – 90 кг. Мне на пользу, когда я худею, я так себя взрывнее чувствую. На следующий олимпийский цикл менять категорию пока не собираюсь. Там возможны опять изменения и будет шикарно, если олимпийская категория будет до 90 кг.
- Проблем с тем, чтобы что-то запретить себе что-то кушать, нет?
- Кушать люблю все, особенно сладкое. Нравится грузинская кухня. Могу ли после соревнований наестся? Достаточно одного шведского стола и больше не хочется.
- Где тебе легче тренироваться – дома в Харькове или в Киеве на общих сборах?
- Мне легче дома, у себя в зале, потому что я могу делать тот план, который мне нужен. У нас в зале много хороших спарринг-партнеров. А Конча-Заспе у нас план один для всех. Считаю, что не могут ребята тренироваться в 60 кг также, как 130 кг.
Тоже самое касается фармакологии. Нам всем выдают одинаковые витамины. Но не может быть, что всем спортсменам подходили одни и те же витамины, у каждого организма есть свои особенности. Например, у меня, как оказалось, на многое аллергия и большинство витаминов, которые выдают, мне не подходят. Хочу пройти расширенный генетический тест и, исходя из него, подбирать фармакологию.
Хотелось бы, чтобы меня немного отблагодарили за мои результаты. У меня в Харькове есть проблема – я тренируюсь далеко от дома. Я час добираюсь до зала, потом час обратно. Две тренировки в день – это четыре часа в дороге.
- Когда понял, что борьба это твое?
- Когда попал на свой первый чемпионат мира в 2016 году. Я его проиграл, но тогда я понял, что все реально, но нужно трудится.
- Почему не удавалось до 2016 года добиться высоких результатов?
- Я учился в обычной школе и тренировался по разу в день, а соперники были в спортинтернатах и тренировались по два раза в день. Только когда я поступил в университет и там была возможность учиться на дистанционном обучении, это позволило перейти на две тренировки в день. Тогда я перешел к Юрию Леонидовичу Тимченко. Сначала мне было тяжело, ведь мне полностью поменяли борьбу, я стал бороться более функционально.
- Было такое, что хотелось все бросить?
- Раньше у меня так было после каждых соревнований, которые я проигрывал. Но мне не хватало духу бросить дело своей жизни. Сейчас после любого неудачного соревнования я просто говорю себе, что нужно больше тренироваться. Если проиграл, значит, где-то расслабился и неправильно подготовился.
Виталий Володько, ISPORT.ua