Фехтование. Тренер Шемякиной: "Сложнее всего ждать"
- Какой момент был для вас самым сложным?
- Самым сложным - было ждать. Спортсмен настраивается на бой, а для человека, который "ручкой" фехтует, особенно важно правильный момент поймать. А тут такая экстраординарная ситуация - длинный перерыв между полуфиналом и финалом. Мы следили за тем, что происходило по монитору в тренировочном зале. Да и слышали, как зрители на трибунах свистели и стучали ногами.
- А может, стоило абстрагироваться от этого?
- Яна отключалась на какое-то время, слушала музыку в наушниках. А мне интересно было, как поступит, например, корейский тренер. И должен сказать, я бы на его месте делал то же самое. Столько времени одна секунда длиться не может. У корейской спортсменки должна была быть минимум серебряная медаль, а из-за того, что кто-то там не успел нажать на кнопку, она стала четвертой и получила стресс на всю жизнь. Искренне жаль ее.
- Вы не думали о том, как эта ситуация может повлиять на Яну, и как на ее соперницу Бритту Хайдеманн?
- Нет, потому что у нас была задача просто сделать свою работу. Лучше или хуже - это уже должен был показать финал. Яна хорошо фехтовала на протяжении всего олимпийского турнира, были в ее действиях погрешности, конечно. Но это мелочи, раз она выиграла, значит, соперницы больше ошибались.
- В финале на дорожке вы сегодня увидели обычную Хайдеманн?
- Нет, немецкая шпажистка очень агрессивно фехтует, как правило. Она никогда не ждет, сразу же нападает. По крайней мере, такой мы привыкли видеть ее на этапах Кубка мира. А сегодня она выжидала, выигрывала на приоритете, ее бои тактически были поставлены по-другому на Олимпиаде. Конечно, она пускала в ход свои коронки. Но мы прекрасно знали, как немка фехтует, впрочем, как и она все знала о Яне.
- Вы не вспоминали перед выходом на дорожку полуфинальный бой Яны с Бриттой Хайдеманн на чемпионате Европы-2009?
- Меня на том чемпионате не было. В Пловдив с командой ездил другой тренер - Дмитрий Рейзлин.
- Но вы пересматривали запись, судя по тому, что другая ваша ученица Анфиса Почкалова рассказывала, как выводы из того поражения Яны помогли ей потом обыграть немку в четвертьфинале и завоевать бронзу чемпионата мира в Анталии?
- Конечно, это же часть тренировочного процесса. Яне сегодня перед финальным боем я напомнил многое, и в частности все нюансы и особенности фехтования с немкой.
- Яна не сомневалась, что нанесет победный укол, а вы тоже были в этом уверены?
- Как тренер, я просто был обязан быть уверенным, потому что мои сомнения могли спортсменке передаться. А еще я держал кулаки и кричал.
- А вы могли бы по каким-то признакам - движениям, взгляду, словам, определить, что это будет Янин день, так же, как на ее первом победном чемпионате мира среди кадетов в Анталии-2002, или же на «золотом» чемпионате Европы в Залаэгерсеге-2005?
- Спортсмен на любые соревнования должен ехать с целью выигрывать, иначе он не профессионал. И, естественно, стремиться подняться на самую вершину, то бишь олимпийский пьедестал. Яна не вдруг появилась на фехтовальной дорожке, она уже столько раз выступала и завоевывала медали на Кубках мира. На чемпионатах Европы у нее складывалось все более удачно, чем на мировых первенствах. Там все время чего-то немножко не хватало, зачастую одного укола. Сегодня нам вернулись все долги.
- В пресс-центре я сидела рядом с супругом олимпийской чемпионки и чемпионки мира Лоры Флессель-Колович. И еще перед финалом он сказал, что они с женой поспорили, кто выиграет золото: она ставила на китаянку Сунь Юйцзе, а он - на Шемякину.
- Флессель, мне кажется, гордость бы не позволила сказать, что выиграет Яна. Они фехтуют не то, что в одной манере, просто обе "ручечницы". Флессель - великая спортсменка, конечно. Она - пример для подражания. Яна, когда с ней встречаешься на дорожке, это всегда очень напряженно и эмоционально: с криками. Француженка хочет показать, что, несмотря на возраст, она еще очень многое может, и это действительно так. Яна же доказывает ей, что она лучше.
- Из четырех боев, выигранных одним уколом, за какой вы больше всего переживали?
- Тяжело сказать, потому что они все были на разрыв аорты. В двух боях Яна вела два укола. Потом преимущество таяло. Пришлось немного напрячь голосовые связки.